Путин обусловил возможность для беглого программиста остаться в России требованием прекратить "наносить ущерб нашим американским партнерам". "Это свидетельствует о рационализме Путина", "возможно, он отказался от собственного антиамериканизма", рассуждают наблюдатели. "Западу следует давить на Путина по-настоящему, в том числе по Сирии", - делает вывод из "странной истории со Сноуденом" Каспаров.
Как написал вчера в Твиттере один журналист, беглецу, ищущему политического убежища, не следовало бы слушать совета человека, который провел целый год взаперти в стенах посольства, пишет The Times в редакционной статье.
Десять дней назад Эдвард Сноуден покинул Гонконг в сопровождении представителей WikiLeaks Джулиана Ассанжа. С тех пор он живет в транзитной зоне московского аэропорта "Шереметьево". Неудивительно, что Россия не проявила большого желания предложить ему убежище, хотя Путин не отказал себе в этом удовольствии на условии, что Сноуден прекратит наносить вред "нашим американским партнерам". Принять Сноудена было бы агрессивным актом со стороны Кремля, подчеркивает издание.
Последним шагом Сноудена стала попытка попросить политического убежища в 21 государстве одновременно. На момент написания статьи 7 уже отклонили его прошение, другие, похоже, последуют их примеру. В результате, у Сноудена заканчиваются варианты действий. По сути, есть только один разумный - ехать домой, пишет The Times.
Соединенные Штаты - это не Россия и не Китай. Их юридическая система неподвластна политическому контролю, и в мире есть немного государств, суды которых могли бы с большей эффективностью решить, герой ли Сноуден или злодей.
Сноуден ясно дал понять, что он осуществил утечку, чтобы сообщить миру о беспрецедентных, "промышленных" масштабах тайного сбора информации Агентством национальной безопасности США и Центром правительственной связи Великобритании, говорится в редакционной статье The Guardian.Тем не менее, пока он остается в путинской России, суть вопроса остается непроясненной. Ему следует уехать из России, как только он сможет это сделать.
"США намеренно не облегчают это, хотя могли бы, - утверждает издание. - Сноуден всегда признавал, что ему придется держать ответ за то, что он сделал. Но это должно произойти так, чтобы права Сноудена не были нарушены и чтобы была признана огромная общественная значимость того, на что он решился".
"Однозначно, речь идет не о вопросе национальной безопасности в духе холодной войны, это вопрос XXI века о разумном равновесии между властью полицейского государства и правами свободных граждан эпохи интернета. Обвинять Сноудена в соответствии с американским законом о борьбе со шпионской деятельностью времен Первой мировой войны неприемлемо", - считает редакция The Guardian.
"Странное дело Эдварда Сноудена: США и России не стоит ссориться", - такую рекомендацию дает в заголовке The Financial Times.
Вероятно, для Москвы желателен выезд Сноудена в третью страну типа Венесуэлы, пишет издание, но такой исход разъярит США. Один сенатор-республиканец требует ввести санкции, если Москва не передаст Сноудена Америке напрямую, однако FT призывает задуматься: "Как среагировали бы США, если бы сотрудник ФСБ, разгласивший сверхсекретные материалы, сидел бы в американском аэропорту и просил убежища? Отправил бы Белый дом его в Москву и обрек бы на вероятную смертную казнь?".
Издание советует США воздержаться от резкой критики Москвы и надеяться, что Сноуден вылетит в третью страну, откуда его позднее удастся экстрадировать.
Вероятно, Эдварду Сноудену было непросто отказаться от убежища в России, пишет журналист Time Саймон Шустер. Однако даже доведенный до отчаяния, он отверг единственное поставленное Путиным условие и отказался прекращать разоблачительную деятельность.
Утром 2 июля пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков чуть ли не с облегчением объявил, что Сноуден "отказался от своего намерения и от своей просьбы получить возможность остаться в России", поскольку Путин выдвинул условие: "Он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст".
"Это прозвучало странно из его уст, потому что защита интересов американского правительства - отнюдь не конек Путина", - замечает обозреватель. В ходе прошлогодней предвыборной кампании Путин сказал, что "Америке нужны вассалы, а не союзники", и его внешняя политика строится вокруг нежелания быть не только вассалом, но даже партнером США, продолжает Шустер.
Это позволяет Путину строить образ бастиона, противостоящий давлению США, и единственного лидера, который может дать отпор Вашингтону. Однако, когда дело дошло до прямой конфронтации с "американскими партнерами", он дал задний ход, пишет Шустер.
Дело Сноудена раскрыло путинский блеф. "Оно показало, что его враждебность к Вашингтону - всего лишь действия бумажного тигра, делающего политический капитал на противостоянии времен холодной войны", - говорится в статье. Путин не собирается по-настоящему возрождать это соперничество из-за Сноудена - отчасти потому, что не разделяет его идеалов, уточняет Шустер.
У Путина, как и у Сноудена, не осталось хороших опций. Единственный принцип, который Путин последовательно отстаивал все эти годы, - это суверенитет России. По этой логике он не может прогнуться под США и выдать им автора утечек. Однако предоставить ему убежище, судя по всему, он тоже не может. "С моральной точки зрения Россия оказалась в сомнительном положении, напоминающем юридическую неопределенность Сноудена ", - делает вывод Шустер.
Российский политолог Лилия Шевцова в интервью швейцарскому изданию Tagesanzeiger выразила мнение, что Путин даже "не собирался всерьез предоставлять убежище американскому программисту Эдварду Сноудену", и "это свидетельствует о рационализме Путина".
Российская и китайская разведки, полагает Шевцова, "вытянули из бывшего сотрудника американских спецслужб все, что только можно, и теперь он им не нужен". "Сноуден для Путина - как горячая картофелина", "больше всего Путину хочется отправить его на первом попавшемся самолете", - сказала она.
Однако для Путина важен следующий аспект, подчеркивает политолог: "США, всегда считавшие себя образцом западной либеральной цивилизации, оказались не способны защитить соответствующие ценности". "Они дискредитировали себя и теперь не смогут говорить о нарушениях прав человека и показывать пальцем на Китай, Россию или другие тоталитарные режимы", - сказала Шевцова.
Что же касается будущего американского программиста, Шевцова назвала его судьбу "печальной".
Анна Немцова удивляется единодушию российских политиков в вопросе о Сноудене. "И сторонники, и противники Путина среди политических деятелей сошлись в одном: выдавать его американцам не следует", - пишет журналистка в Foreign Policy.
Немцова пересказывает свой разговор с членом комитета Госдумы по информационной политике, депутатом от "Единой России" Робертом Шлегелем: "Шлегель сказал мне, что ощущает своего рода дух товарищества со Сноуденом... Он представляет, как они могли бы поговорить о "дикой действительности", которую пытается создать АНБ, о современной версии того, что Оруэлл описал в романе "1984", когда американские спецслужбы стремятся знать обо всем, что происходит в мире".
Председатель комитета Госдумы по международным делам, "единоросс" Алексей Пушков у себя в Твиттере написал следующее: "Сноуден - второй после Буша, кто нанес мощный удар по образу США. Буш солгал всему миру насчет Ирака, Сноуден сказал правду о всемирной слежке. Тотальная слежка... и есть суть американской демократии".
Поразительно, что солидарность со Сноуденом проявляют также оппозиционеры и правозащитники, пишет Немцова, цитируя эколога Евгению Чирикову: "Это яркий пример того, как американские критики ненавидят репрессивные системы. Россия должна помешать Америке посадить молодого диссидента на всю жизнь за решетку".
Затем приводится высказывание одного из ключевых членов партии РПР-ПАРНАС Ильи Яшина: "Придавая огласке определенную информацию, он делает американское, европейские и даже наше общество лучше, прозрачнее, открытее". Того же мнения придерживается правозащитница Татьяна Локшина.
"Единственный вопрос, по которому среди российских ньюсмейкеров согласия нет, это кому должно быть позволено изучить содержимое компьютеров Сноудена", - заключает Немцова.
"Пока Сирия пылает, а Сноуден разгуливает на свободе, Путин играет с Обамой, как с игрушкой" - так озаглавлена новая статья в The Daily Beast шахматиста и оппозиционера Гарри Каспарова.
Недавнее коммюнике G8 по сирийскому вопросу было триумфом Путина и победой "консенсуса на почве трусости", заявляет он. В последнее время звучит много неискренних уверений насчет мифических "общих интересов" Путина и Запада, однако Путин не пойдет на уступки Западу в том, что ему важно. По крайней мере, пока Запад не давит на него по-настоящему. "Самое свежее доказательство - странная история Эдварда Сноудена", - пишет Каспаров.
США требуют выдать Сноудена, но Путин заявляет, что разоблачитель формально находится вне российской юрисдикции. Каспаров комментирует: "Естественно, Путин считает, что у него есть юрисдикция для ввода танков в Грузию и военных в Сирию, а у критиков Кремля в Лондоне есть странная привычка умирать от руки убийц. Но московский аэропорт недостижим!". Теперь Путин пытается выжать из истории со Сноуденом максимум - привлечь к себе внимание и досадить другим.
Кремль предлагает подготовить и заключить российско-американское соглашение об экстрадиции. Каспаров комментирует: "Это стало бы сильным ударом по правам человека, и сама эта идея иллюстрирует, как опасно обращаться с авторитарным государством словно с демократической страной". Путин воспользуется соглашением для гонений на безвинных россиян - мятежных бизнесменов, непокорных чиновников и оппозиционеров.
Абсурдная история вокруг Сноудена - типичный для Путина прием "и волки сыты, и овцы целы", считает Каспаров. Путин "создал впечатление крутого парня, бросив вызов Обаме по вопросу, который самого Путина совершенно не волнует, но одновременно прикидывается, что рьяно ведет сотрудничество".
Также по теме:
Эдвард Сноуден просит политического убежища: почему Франция его не примет (Le Nouvel Observateur)
Боливия осудила европейские страны, запретивших самолету Моралеса сесть (El Pais)
Разоблачения об АНБ: почему многим хочется замять их обсуждение (The Guardian)
Как сбежать из страны, не выезжая из нее? (Foreign Policy)