Об этом мог сказать президент Франции Жак Ширак. Председатель Европейской комиссии Романо Проди издавал верные звуки, но не подкреплял их соответствующим обоснованием.
В итоге только президент ЮАР Табо Мбеки заявил, что ЕС готов вносить в международный фонд борьбы со СПИДом по миллиарду долларов в год на протяжении 5 лет. США планируют потратить 15 млрд долларов на борьбу со СПИДом в Африке.
И снова на саммите "Большой восьмерки" среди многих мировых лидеров не оказалось ни одного, кто выступал бы от лица Европы.
Только африканский президент, с его донкихотским и часто критикуемым послужным списком борьбы со СПИДом, почувствовал себя уполномоченным заявить о том, что должна сделать Европа.
Америку обвиняют в попытках разобщить Европу и подорвать ее усилия, направленные на более широкую интеграцию, путем сталкивания друзей США в "новой Европе" со странами-основателями ЕС. Однако, как показывает подготовительная работа по составлению новой европейской конституции, этот документ не сможет обеспечить Европу единой внешней политикой и единой политикой в сфере безопасности.
В течение своего трехдневного пребывания в Европе президент Буш дал понять, что он озабочен поведением некоторых стран, которые намерены противодействовать США, превратить трансатлантическую и европейскую лояльности в несовместимые понятия и давить на друзей Америки, например, на Польшу. Но Европа сама устранила какие-бы то ни было основания для подобной озабоченности - своим собственным нежеланием говорить в один голос.
И дело не только в молчании Ширака или Проди, аккредитованных представителей ЕС, по проблемам СПИДа, курса валют, терроризма или торговли.
Когда в прошлом году в Брюсселе начала работу конвенция по составлению новой европейской конституции, ожидалось, что новые документы, которые должны быть представлены до конца июня, реорганизуют расширяющийся ЕС и превратят его в новую более интегрированную структуру. Однако нынешний вариант конституции сохраняет за странами-участницами ЕС право вето на единые решения внешней политики.
Голосование простым большинством будет введено только в узко ограниченных сферах внешней политики. Будет назначен министр иностранных дел ЕС, однако его попытки проводить единую политику будут находиться на милости Великобритании, Литвы или любой другой страны-члена ЕС.
Это, по крайней мере, на первый взгляд, не оставляет Европе никаких шансов стать противовесом США на международной политической арене. Учитывая глубокие противоречия, подобные тем, что вспыхнули в связи с войной в Ираке, ЕС вряд ли сможет достичь единодушия среди всех его членов.
В Эвиане Буш промолчал о том, что волнует его более всего в связи с перспективой создания сплоченной и независимой Европы - он предпочел мило улыбаться, стоя на расстоянии вытянутой руки от Ширака и позируя для фотографов. Но его опасения отчетливо прозвучали в воскресенье в Варшаве. Буш отметил, что нынешняя европейская политика нацелена на то, чтобы сделать Европу достойным политическим оппонентом или конкурентом США.
"Новые теории соперничества не должны подорвать великие принципы и обязательства, которые объединяют нас с Европой", - подчеркнул президент США.
По словам Буша, во время дебатов по Ираку Европа, и особенно Ширак, обошлась с Польшей довольно грубо. Поляки, заметил Буш, "прошли весь этот путь" не для того, чтобы теперь их вынуждали выбирать между Европой и Америкой.
Процесс составления конституции сделал гораздо менее вероятной возможность законодательно закрепить идею соперничества с Америкой. На прошлой неделе министр иностранных дел Германии и один из инициаторов европейской интеграции, Йошка Фишер, заявил, что требовать единогласного голосования по внешней политике и вопросам безопасности - это большой шаг назад.
Это решение, которое может быть пересмотрено в ближайшие недели, по мнению Фишера, ставит под вопрос способность Европы эффективно действовать в будущем, поскольку грозит расколом Евросоюза на небольшой лагерь тех, кто стремится к интеграции и единой внешней политике, и тех, кто сопротивляется этому, а также чревато присоединением членов ЕС к другим структурам за рамками ЕС.
В свете подобных перспектив заявление Буша о приверженности США единой Европе (по мнению Ширака, этот континент интересует Америку все меньше и меньше) звучит еще весомее. Буш также подчеркнул, что сейчас "не время для углубления противоречий в широком альянсе".
Не меньшую, а может быть, и большую угрозу по сравнению с попытками запретить право вето в ЕС по вопросам внешней политики для американских интересов представляет распад или раскол ЕС на группы, что подорвет важный элемент международной стабильности.