Несомненно, довольно редко цинизм проявляется так открыто, и так откровенно демонстрируется отсутствие щепетильности: подобное отношение Соединенных Штатов и Европейского союза к России Владимира Путина останется примером realpolitik. Российский президент может поздравить себя с успешным проведением грандиозного праздника, организованного им 31 мая в субботу и 1 июня в воскресенье на берегах Невы в честь 300-летия Санкт-Петербурга.
Высокие гости, в том числе и президент Джордж Буш, а также главы государств и правительств Европейского союза относились к нему, как к равному, которого следовало принять без всяких ограничений в этот понедельник в Эвиане на саммите "восьмерки".
Буш, говоривший с волнением в голосе о чудовищных нарушениях прав человека, совершенных Саддамом Хусейном, приветствовал "хорошего друга" Путина. Глава российского государства был прощен за то, что осмелился выступать против Вашингтона в иракском вопросе. Господин Буш забыл, что войска его "друга" на протяжении нескольких лет совершают в Чечне то, что все правозащитные организации, включая и российские, называют "военными преступлениями". Господин Буш забыл, что эти же вооруженные силы обходятся с чеченским населением так же, как и режим Саддама Хусейна обходился с иракскими курдами. Но, как видно, негодование Белого дома имеет изменяемую геометрию: крайнее возмущение, если такая реакция отвечает интересам американской политики, или полное его отсутствие, если это не касается Соединенных Штатов.
В совместном российско-европейском коммюнике, подтверждающем "стратегическое партнерство" между двумя сторонами, Европейский союз одобрил псевдополитический процесс, начатый Москвой в Чечне. Речь идет о референдуме, организованном в этой маленькой кавказской республике, который российская пресса отказалась воспринимать всерьез, настолько это мероприятие напоминало советские времена. Жак Ширак, выступая на открытии Полярной академии в Санкт-Петербурге, заявил, что "такая политика Москвы ставит ее в первые ряды демократий за соблюдение прав коренных народов, за диалог между культурами и за уважение к другим". Он также добавил: "Это очень сильный сигнал, адресованный демократиям всего мира, которые его еще не услышали". Немного глуховатые, чеченцы его услышали и должны сожалеть о том, что не фигурируют среди "коренных народов".
Американцы и европейцы рассуждают следующим образом: мы прекрасно знаем о жестокостях, жертвами которых становятся чеченцы, но наши отношения с такой важной страной, как Россия, не могут быть заложниками ситуации в Чечне. С частью этих рассуждений можно согласиться, но полное непонимание вызывает раболепная угодливость в отношении Москвы, это отрицание реальности, этот отказ от оказания какого-либо давления на Путина. Такая ситуация длится уже довольно долго и не привела ни к какому результату: война в Чечне продолжается, а вместе с ней и несчастья.