"Я недавно стал мэром Чикаго и ожидал, что мое внимание будет приковано к Среднему Западу США, а не Ближнему Востоку. Но поскольку я американец и сын иммигранта из Израиля, то глубоко и прочно верен идеям выживания, безопасности и успеха государства Израиль", - так начинает свою статью в The Washington Post Рам Эмануэль, экс-глава администрации Барака Обамы.
Обама, как и все эксперты, осознает, что демографическая ситуация работает против модели "два государства", отмечает автор. Сохранению Израиля как еврейского демократического государства угрожают множество факторов: ситуация неопределенности после "арабской весны", рост палестинского населения, односторонние попытки создать признанное палестинское государство и технический прогресс в вооружениях. Поэтому Обама с первых дней президентства вложил столько сил в поощрение осмысленных переговоров Израиля с ПА. Его цель - два государства - еврейское и палестинское - которые жили бы бок о бок в мире и спокойствии.
"Слушая речь президента о Ближнем Востоке, я воспринял ее как подтверждение, что он печется о безопасности, защищенности и процветании Израиля", - пишет Эмануэль. Так, Обама сказал, что конфликт можно урегулировать только путем переговоров, а не односторонними действиями или путем учреждения палестинского государства на базе голосования в ООН. Президент заявил, что нельзя ожидать от Израиля переговоров с ПА, которая приветствует "Хамас", и подтвердил, что поддерживает качественное военное превосходство Израиля. Не следует заключать никакие мирные соглашения, которые не дают Израилю возможностей для самообороны, заявил Обама.
Максимальное внимание привлекла фраза Обамы о границах 1967 года, напоминает Эмануэль. По его мнению, на деле Обама сформулировал концепцию, которая с 2000 года была основой всех серьезных попыток урегулировать конфликт. "Это заявление не означает возврата к границам 1967 года. Ни одно реалистичное решение не предполагает такого возврата. Обмен землями обеспечивает достаточную гибкость, чтобы создать надежные и обороноспособные границы и заняться проблемой поселений", - пишет автор. На съезде American Israel Public Affairs Committee Обама разъяснил: "Это значит, что сами стороны - израильтяне и палестинцы - договорятся о границе, которая не будет совпадать с границей на 4 июня 1967 года".
Эти же идеи Обама на прошлой неделе донес до европейских союзников. "В момент, когда изоляция Израиля в мире усиливается, наш президент борется с попытками ослабить и делегитимизировать еврейское государство на международной арене", - говорится в статье.
Обама печется о мирной жизни и безопасности Израиля: "я видел, как он брал на себя беспрецедентные обязательства, чтобы гарантировать сохранение качественного военного превосходства Израиля - залога безопасности среди опасных соседей", - пишет Эмануэль. Так, Обама заявил, что США не будут участвовать в Дурбанской конференции, "когда стало ясно, что цель конференции - очернение Израиля". Кроме того, Обама старается сдержать иранскую ядерную программу.
Ни один президент США не может и не должен пытаться диктовать Израилю условия мирного соглашения, замечает автор. "Только Израиль может их установить, и президент подтвердил этот принцип", - пишет Эмануэль.
"Израилю нужен партнер по процессу мирного урегулирования. Честно сказать, если бы в течение двух лет моей работы в Белом доме палестинцы потратили на движение к примирению столько же времени, как на увиливание от переговоров, процесс продвинулся бы намного дальше", - отмечает автор.
"Но, как американец и еврей, я благодарен президенту за то, что он не сдался и пытается найти способ, который вернет стороны за стол переговоров. Я аплодирую его непрекращающимся усилиям продолжать работу и вкладывать свои силы в этот все более обескураживающий и опасный конфликт", - пишет автор.