Ведет ли Путин Россию и российские СМИ обратно в эпоху Брежнева? По мнению обозревателя Financial Times Саймона Купера, на этот вопрос может ответить голландец Дерк Сауэр, долгое время живущий в России. Сауэр - проницательный наблюдатель и, как пишет FT, "российский медиамагнат" (он является президентом РБК, стоял у истоков издательского дома Sanoma Independent Media, куда входят, среди прочих, российский Playboy и Cosmopolitan, а также "Ведомости", и Сауэр до сих пор сохраняет пост председателя наблюдательного совета издательского дома).
Сауэр полагает: в сфере СМИ Путин учится у Берлускони. "Они оба понимают: если контролировать основные телеканалы и вести там пропаганду, далеко пойдешь", - говорит Сауэр. Он описал "российский рецепт": телевидение итальянское, политика китайская, добавить немножко нефти.
"Для Путина телевидение приоритетно. В отличие от Сталина и Брежнева, он понимает, что не нуждается в тотальном контроле над СМИ. Сауэр говорит, что государство доныне оставляет его сайты и газеты в покое", - говорится в статье. В 2005 году Сауэр сказал в беседе с автором: "Россия забавна тем, что для информированных людей есть полная свобода прессы, а для неинформированных - никакой". Информированные заодно пользуются интернетом и смотрят спутниковое телевидение.
Сауэр не верит, что в России возможно что-то вроде "арабской весны": "Для революции нужна масса молодых безработных, но здесь нет безработицы, а молодежь очень немногочисленна", - отмечает он, добавляя: "Людям некогда сидеть на площади Тахрир: им утром на работу. Ситуацию может изменить только одно - обвал цен на нефть".
Свою жизнь в Москве Сауэр делит на три периода: 7-8 лет безграничного оптимизма, позднее - безграничное потребление, а ныне - цинизм: "Те, кому это по карману, эмигрируют. Наш богатый квартал наполовину пуст. Те, кто не может уехать, стараются держаться подальше от государства и жить по-своему".