Прошедшие дни ознаменовались для Абхазии не началом туристического сезона, как это обычно бывает, а началом политических изменений, пишет австрийская газета Die Presse. В прошлый вторник демонстранты штурмовали резиденцию абхазского президента, после чего президент Александр Анкваб бежал, а в это воскресенье заявил о своей отставке, создав тем самым предпосылки для мирной смены власти. С точки зрения международного права республика, как напоминает издание, является частью Грузии, но после войны начала 1990-х она отделилась. После российско-грузинской войны 2008 года ее "государство-покровитель" Россия признала ее независимость. Долгое время формула российско-абхазских отношений действовала по принципу "финансовая помощь и гарантии безопасности в обмен на лояльность", говорится в статье.
Потому события прошлой недели заставляют усомниться не только в стабильности в Абхазии, но и в ее отношениях с Россией, которые Москва с большим удовольствием позиционирует как братские, пишет издание.
Россия не хочет выпускать Абхазию из собственных объятий, и аккуратно сформулированное заявления отправленного в Сухуми советника российского лидера Владислава Суркова явно свидетельствует о том, что и Москва заинтересована в контролировании процесса - только на этот раз уже без Анкваба. В отличие от Украины, продолжает Die Presse, Москва не препятствует восстанию, а пытается направить его в нужное русло. В то время как Анкваб говорил о попытке вооруженного переворота, Москва повела себя предельно прагматично. По словам Суркова, после отставки президента "для партнерства России и Абхазии нет никаких препятствий. (...) Россия продолжит сотрудничество с братской Абхазией по всем направлениям".
Как бы то ни было, заключает издание, маленький абхазский переворот все равно вызывает сомнения в "модели правления" Москвы: вассалы, которые не хотят вести себя как вассалы, могут стать опасными.