В результате отказа парламента Турции разрешить американским военнослужащим использовать турецкие базы военные эксперты США вынуждены срочно перерабатывать тактику вторжения в Ирак.
Даже в том случае, если на этой неделе вопрос о размещении американских войск на востоке страны вновь будет вынесен на голосование, итоги вряд ли будут иными, и, вероятнее всего, развитие ситуации полностью исключает возможность открытия второго фронта на севере Ирака.
В субботу, 1 марта в турецком парламенте за размещение войск высказались 264 депутата, против - 250, 19 законодателей воздержались, и сторонники размещения войск не получили абсолютного большинства.
Ошарашенный Госдепартамент США потребовал "разъяснений", но некоторые официальные лица США продолжали утверждать, что Вашингтон все равно получит свое.
Однако оснований для подобного оптимизма недостаточно. После ряда встреч с членами парламента турецкий премьер-министр Абдулла Гул заявил: "Это демократический процесс. Парламент продемонстрировал свою волю. Мы должны уважать это решение".
Соединенные Штаты были настолько уверены в том, что размещение войск будет одобрено, что к средиземноморскому побережью Турции уже подошли танкеры, груженные танками и другой боевой техникой, - сейчас они ожидают разгрузки. Также отправки в Турцию ожидали 1-я и 4-я пехотные дивизии, размещенные на базах в Германии и Техасе соответственно.
Теперь войска и оборудование должны быть перенаправлены в Персидский залив, где уже находятся и проводят подготовку к вторжению силы США и Великобритании. Как полагают военные эксперты, на доставку всех систем вооружения к театру будущих военных действий должно уйти около 14 дней, и это значит, что вторжение в Ирак могло бы начаться через две недели, однако предполагаемый срок начала наступления - середина марта - может быть перенесен в связи с решением турецкого парламента.
Переговоры с Турцией велись несколько месяцев. Предполагалось, что на турецких базах будут размещены 62 тыс. американских солдат и 255 самолетов. В обмен Турция должна была получить в виде займов и грантов 30 млрд долл. (19 млрд фунтов), а также право участвовать в определении будущего северного Ирака, подконтрольного курдам.
Как заявил Гул, результаты голосования не повредят отношениям с Америкой. Однако оказание обещанной финансовой помощи, возмещающей экономические потери, которые Турция может понести в ходе военных действий, теперь находится под вопросом.
Результаты парламентского голосования шокировали лидеров правящей "Партии справедливости и развития". Руководство партии ожидало подчинения своих рядовых членов-депутатов. Однако как минимум три министра и 40 депутатов, состоящих в партии, проявили неповиновение.
Для многих политиков решающим фактором может оказаться мнение и давление избирателей. Антивоенные настроения в Турции сильны - почти 94% населения выступают против участия Турции во вторжении в Ирак. Многие опасаются, что война против Ирака подорвет экономику Турции, как это было во время кампании 1991 года, и вызовет хаос на границах.
Теперь у правительства Турции есть две альтернативы: оно может либо попытаться спасти сделку, выставив ее на повторное голосование в парламенте в несколько модифицированной форме, либо смириться с потерей, признать свое второстепенное значение в войне и рискнуть потерять ближайшего партнера.
Между тем компания "Кока-Кола" переносит свой ближневосточный офис из Бахрейна в Грецию. Представитель компании опроверг информацию о том, что этот шаг является мерой безопасности, и заявил, что это, прежде всего, "деловое решение".