Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 марта 2004 г.

Том Рэфритт | The Times

Ядерный кошмар

Единственный в мире подтвержденный случай пропажи оружейного урана имел место в Абхазии, бывшей советской республике, не признанной ни одной страной

Сергей Ардзинба показывает на полуразрушенное здание. "Теперь там нет ничего вредного, - говорит он. - После распада все забрали".

Надписи мелом на ржавеющей стальной двери недействующей лаборатории свидетельствую о другом. "Радиация! Опасно! Стой! Рак! Не входи! Ты об этом пожалеешь!" - написано по-русски.

По словам сотрудников института исследования приматов, который возглавляет Ардзинба, они сделали эти надписи, чтобы отпугнуть любопытных детей. "Просто на всякий случай" они приварили дверь к косяку. Причина: внутри разваливающейся лаборатории осталось загрязненное радиацией устройство, с помощью которого у обезьян вызывали лейкемию.

Два года назад воры вломились в брошенное здание на краю территории института, раскинувшегося на одном из холмов в Сухуми, столице Абхазии, провозгласившей свою независимость от Грузии.

Добычей воров стал свинцовый ящик, который они надеялись переплавить на пули. Они не знали, что внутри находится семь капсул радиоактивного цезия-137, изотопа, исторгнутого из чернобыльского ядерного реактора после взрыва 1986 года.

На сей раз полиции повезло. Порошок цезия был найден через несколько недель в гараже, а трех преступников, пострадавших от радиоактивного облучения, доставили в больницу. Но эта кража никоим образом не была единичным случаем. У спецслужб по всему бывшему СССР растет озабоченность по поводу того, что радиоактивные и ядерные материалы попадают в руки террористов.

Абхазия, провозгласившая свою независимость в 1999 году, но не признанная ни одной страной, вызывает подозрения. На ее счету единственный в мире подтвержденный случай пропавшего расщепляющегося вещества: более 500 граммов оружейного урана.

По мнению экспертов МАГАТЭ, программы по контролю и мониторингу радиоактивных материалов могут быть неадекватными более чем в 100 странах.

В США содержится под стражей Хосе Падилла, член "Аль-Каиды", которого подозревают в подготовке теракта с применением радиоактивного рассеивающего устройства, или "грязной бомбы", - обычного взрывного устройства, которое используется для распыления радиоактивных материалов по большой территории.

Генеральный директор MI-5 Элиза Мэннингэм Буллер предупреждает, что применение такого оружия в крупных западных городах является "вопросом времени".

В феврале Коуфер Блэк, возглавляющий в Госдепартаменте США отдел по борьбе с терроризмом, заявил, что террористические организации имеют желание и обладают "достаточными" знаниями, чтобы использовать химическое, биологическое или ядерное оружие, и применят его, если получат необходимые материалы.

Грузия, где брошено большое количество советского военного оборудования, и при этом слабая правоохранительная система и нестабильные сепаратистские регионы, может превратиться в золотую жилу для тех, кто ищет радиоактивные материалы.

За последние пять лет там было поймано как минимум три контрабандиста, имевших не менее килограмма урана с низким обогащением. У контрабандиста, пытавшегося перейти границу с Арменией, кусок металла был упакован в пачку с чаем.

В прошлом году полицейские в Тбилиси остановили такси, курсировавшее на небольшой скорости недалеко от железнодорожного вокзала. В багажнике машины оказались ящики с радиоактивными материалами - стронцием и цезием - и банка с коричневой жидкостью, которая используется в производстве горчичного газа.

Никто не знает, куда направлялась эта контрабанда. Однако в двух случаях целью контрабандистов был черноморский порт Батуми, находящийся в мятежной Аджарии. Полиция полагает, что курьеры должны были забрать товар и доставить его в Турцию.

"Мы считаем, что конечным пунктом назначения был Иран или арабские государства", - говорит Лерри Месхи, глава грузинского агентства радиационной и ядерной безопасности.

Между тем, по словам Месхи, другие "осиротевшие" источники радиоактивных материалов до сих пор не учтены. Под эгидой МАГАТЭ ведутся поиски брошенной советской техники, таких приборов, как "Гамма колос", который применяется для того, чтобы вызывать радиоактивные мутации у семян. Пока нашли не все.

Двое лесорубов в Грузии получили радиационные ожоги, найдя в лесу остатки радиотеплового генератора, который когда-то снабжал энергией навигационный маяк для военных самолетов. 15 человек попали на лечение после того, как крестьянин в Сванетии вытащил из такого устройства сердечник, сделанный из стронция-90. Ему понравилось, что сердечник горячий: он держал его в сарае у себя в саду и использовал, чтобы греть воду.

Эти случайные находки беспокоят МАГАТЭ, которое считает, что контрабандисты уже нашли многие брошенные источники. Однако озабоченность перемещениями компонентов "грязных бомб" - ничто по сравнению со страхами в связи с пропавшим в Абхазии ураном.

Пропажа 655 граммов урана-235, обогащенного до 96%, была подтверждена в 1997 году. Некоторые российские источники утверждали, что пропало почти 2 килограмма. Эксперты по нераспространению считают, что этот материал можно использовать для создания ядерного оружия.

Из инвентарной описи, которую удалось увидеть корреспонденту The Times, явствует, что уран хранился на специальном складе в секции "Г" Института физики и технологии - сверхсекретного исследовательского центра в столице Абхазии, где когда-то занимались разработкой атомной бомбы.

После Второй мировой войны Советский Союз взял в плен таких немецких ученых, как Манфред фон Арденне и лауреат Нобелевской премии Густав Герц, и отправил их в Абхазию работать над обогащением урана. Они оставались там до 1952 года.

В 1993 году в Сухуми начались вооруженные столкновения, и сепаратисты выгнали из региона грузинские войска, которые сюда уже не вернулись. Стрельба была слышна на территории, получившей название "зона", и сотни сотрудников покинули институт, оставив в бункере емкости с радиоактивным материалом. Когда четыре года спустя в Сухуми приехала делегация российского министерства атомной энергии, бункер оказался взломанным, а уран-235 исчез. Где он, неизвестно и по сей день.

"Я думаю, что он либо у абхазских сепаратистов, либо его продали террористам", - говорит Вальтер Кашиа, инженер, который руководил в институте отделом, где в 1990-е годы уран использовался в научных целях.

Кашиа, сегодня возглавляющий институт в изгнании в Тбилиси, говорит, что смертоносный изотоп предназначался для теплоэмиссионного устройства, которое применяется в космосе. Однако официальный Сухуми отрицает, что ему известно о пропавшем уране, и утверждает, что обогащенные материалы были увезены в Россию более 50 лет назад.

Проблему осложняют трения между Грузией и Абхазией. Линию прекращения огня 1993 года патрулируют миротворцы из России и ООН, и республика находится вне контроля со стороны Тбилиси. Инспекторов останавливает конфликт, который грозит превратиться в полномасштабную войну. Новый президент Грузии Михаил Саакашвили предупредил, что регион является "черной дырой", контрабандистским центром, который необходимо разгромить.

Абхазия, живущая в экономической блокаде и охваченная организованной преступностью, находится в изоляции. Корреспондент The Times добрался до Сухуми на вертолете ООН, но не получил разрешения осмотреть складские помещения физического института.

В интервью в МИДе Абхазии директор института Анатолий Марколиа заявил, что там не было обогащенного урана, так как все центрифуги забрали в 1952 году. По его словам, инвентарные описи, на которые ссылаются власти Грузии, "придуманы, чтобы очернить Абхазию". 700 сотрудников института занимаются производством изотопов для использования в медицине, добавил он.

МАГАТЭ, добравшееся до Сухуми в 2001 году, но не получившее мандата на полномасштабное расследование, хочет провести расширенную проверку, чтобы выяснить, какое оборудование там находилось.

По словам экспертов-ядерщиков, главным предметом беспокойства является пропавший уран. "Насколько нам известно, это единственный в мире случай, когда за оружейный расщепляющийся материал не могут отчитаться", - говорит Вильям Поттер, директор Центра по нераспространению Института международных исследований в Монтрее, Калифорния.

По словам Поттера, чтобы создать ядерное оружие, террористам надо намного больше урана, чем пропало в Сухуми, но они могли получить из других источников достаточно материалов для создания "несовершенного, но эффективного оружия".

"Я опасаюсь, что после распада СССР многие сотрудники научных центров поняли ценность того, за что они отвечают, и растащили материалы по безопасным местам, закопали их возле своих дач или держат в холодильниках и на балконах", - говорит он.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru