"Сегодня похороны демократии в России. Но она умерла еще в период между декабрем и январем, когда власть попрала фундаментальное право граждан, гарантированное конституцией, право на свободные выборы, свободный выбор и возможность избирать своих кандидатов, а не тех, что были навязаны сверху". Мы встречаемся с Михаилом Касьяновым, лидером "Российского народно-демократического союза", в "Маяке" - известном клубе, который посещают представители московской интеллигенции, где оппозиция иронично отмечает приход нового президента Дмитрия Медведева.
Касьянов был премьер-министром Путина до 2004 года. Затем глава государства отправил его в отставку. Касьянов хотел принять участие в президентской гонке, но его кандидатуру заблокировали под предлогом большого числа поддельных подписей на подписных листах в его поддержку. "Власть не собирается предоставлять пространство тем, кто мыслит альтернативным образом. Пропасть между гражданами и властью стала непреодолимой. Демократическое государство или, правильнее сказать, попытка его построить сегодня прекратила существовать".
- Никакой надежды на будущее?
- Сегодня Россия вступила в новый, смутный период своей истории. Установлен тотальный контроль над общественным мнением. Возможность заявить о своих политических взглядах сведена к минимуму. Речь идет уже о различиях не между партиями, а между черным и белым. Черное - это власть, белое - все остальные. Нам остается лишь отстаивать основные права гражданского общества.
- Как вы намереваетесь действовать после этих выборов?
- Не имея никакой возможности использовать СМИ в широком масштабе, поскольку они в руках у вертикали власти, мы можем лишь организовать давление с единой, понятной для всех целью: требовать проведения досрочных парламентских выборов и предоставления оппозиции доступа к парламентскому пространству, чтобы иметь возможность развивать противопоставление идей и программ.
- Вам следует объяснить людям, что происходит: почему СМИ предлагают только одну версию происходящего.
- Безусловно, мы должны разъяснять, в частности то, что произошло за 8 лет президентства Путина. До осени 2004 года я мог бы дать положительную оценку президентству Путина: тогда он не создавал препятствий и во многих случаях даже поддерживал инициативы по реформированию российской экономики и восстановлению нормального развития после выхода из глубочайшего кризиса 1998 года. Второй период, напротив, отмечен негативом, систематическим разрушением демократических институтов. Власть построила систему по подавлению любых политических и социальных проявлений, которые не совпадают с генеральной линией, продиктованной Кремлем.
- Таким образом, вы предвидите тревожный сценарий.
- Мы перешли от авторитаризма к угрозе тоталитаризма, при котором каждый гражданин должен быть под контролем. В этом суть наших основных опасений.
- Тем не менее Медведева характеризуют как либерального политика по сравнению с Путиным.
- Сегодня невозможно об этом судить. Через шесть месяцев, в октябре, мы узнаем, сработало ли соглашение с Путиным, и узнаем, какой у него в действительности подход к власти.