Ни Америка, ни Ирак больше не хотят насаживать головы поверженных врагов на свои копья победителей, пишет Витторио Зуккони в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
Тарик Азиз, человек в сером, один из самых презентабельных представителей режима Саддама Хусейна, был признан невиновным: с него были сняты обвинения в причастности к массовому убийству шиитов в 1999 году, пишет автор статьи. Ему предстоит пережить еще два процесса: о массовом убийстве рыночных торговцев в годы эмбарго и расправе над курдами в 1980-е годы. Оправдательный приговор позволил с облегчением вздохнуть Азизу - да и Обаме тоже.
Даже если Михаил Юханна (так его звали до того, как он взял более политкорректное имя Тарик Азиз) числился на 25-м месте в составленном американцами списке 50 самых худших представителей режима Саддама, его внешность библиотекаря, близорукие глаза за толстыми очками, его христианское происхождение и встречи с сильными мира сего, в том числе и с Иоанном Павлом II, всегда делали его персонажем, практически чужеродным на "семейном фото" баасистского режима.
Снятие обвинения с Тарика Азиза стало для новой американской администрации решением еще одного острого вопроса из длинной череды проблем, связанных с войной в Ираке, пишет далее Витторио Зуккони. Тарик Азиз оказался нужным человеком в нужное время, чтобы продемонстрировать милосердие, на суде, председателем которого был курд, стремившийся доказать, что он независимый и беспристрастный.
Тарик Азиз был примерным заключенным в Camp Cropper в Багдаде, куда его поместили в апреле 2003 года. Он сотрудничал с властями, говорил и подтверждал, что в стране не было арсеналов оружия массового поражения, с ним обращались гуманно и позволяли видеться с семьей, которая живет в Иордании. Его защищали французские и итальянские адвокаты, за него просили гуманитарные организации, принимая во внимание его возраст и болезни, в конечном итоге приведшие к инсульту. Невиновный чиновник, пользовавшийся хорошей репутацией в мире, избежал виселицы, поскольку сегодня новому Ираку требуется примирение, а не головы поверженных врагов. Жажда крови - и в Америке, и в Ираке - проиграла на выборах, пишет в заключение автор статьи.