Эксперт по российским спецслужбам Андрей Солдатов рассказал в интервью Der Standard, как противоборство корпорации Apple и ФБР из-за заблокированного телефона может отразиться на России и почему разоблачения Сноудена негативно сказались на сетевой свободе в России.
В том случае, если Apple уступит ФБР и откроет доступ к телефону преступника, "российские власти сразу же захотят принудить Apple разработать такое же решение и для них. Сейчас в том, что касается перехвата зашифрованной информации, власти [России] испытывают трудности. Поэтому они хотят заставить IT-концерны держать серверы на территории России", сказал Солдатов. Признак того, что ФСБ может обратиться к Apple с таким требованием, он видит в прецеденте с поставщиком сетевого оборудования Cisco, которому "пришлось отказаться от шифрования в WLAN-роутерах".
"Самая большая проблема российских спецслужб - собранный ими массив данных, и в этом они похожи на Агентство национальной безопасности США, - продолжил эксперт. - Но если власти США строят огромные вычислительные центры, то у ФСБ сконцентрировать данные в одном месте так просто не получается. Она стала жертвой собственной жадности, потому что не хотела платить за инструменты наблюдения", переложив эти траты на интернет-провайдеров и мобильных операторов. В результаты данные хранятся разрозненно, и единой базы данных нет.
"Чтобы превратиться в АНБ", российским спецслужбам "всегда не хватало возможностей, а не желания", полагает Солдатов. Кроме того, "во всем мире люди пользуются американскими продуктами, такими как Facebook или iPhone, поэтому АНБ легче получить доступ к данным", чем ФСБ, рассуждает он.
Солдатов также пояснил, почему он считает, что из-за Эдварда Сноудена ситуация с негласным наблюдением в России ухудшилась. Российские спецслужбы использовали его разоблачения как повод для ужесточения законодательства. Так, наложенное на интернет-компании обязательство держать серверы на территории РФ они мотивировали необходимостью защитить россиян от слежки со стороны АНБ. "Разумеется, мы не ждем от Сноудена, что он будет бороться за свободу интернета в России, но по крайней мере хотелось бы, чтобы он осудил то, как злоупотребляют его разоблачениями", - сказал Солдатов.