Следует запомнить это имя: Бахтиер Худойназаров. Потренируйтесь немного и увидите, что его легко произносить. Вам это пригодится. Поскольку благодаря своему "Лунному Папе", фильму, заранее обреченному на успех, этот кинематографист заставил говорить о себе. Он родился в Душанбе, в Таджикистане, затем переехал в Москву, а позднее в Берлин. До последнего времени его знали по двум фильмам киностудии "Тригон": "Братан" и "Кош ба кош", получившим Серебряного Льва на фестивале в Венеции. В "Лунном Папе" он пересмотрел свой стиль и отдал предпочтение неистовому "world cinema", отличающемуся разнообразием цвета и музыки. Этот фильм открыл Фестиваль в Фрибурге.
- Ваш последний фильм вышел в свет в 1993 году. Чем вы занимались все это время?
- У меня были три очень трудных года. Я их потратил на работу над проектами, которые не реализовались. У меня больше не было сил. Наконец, на подготовку "Лунного Папы" ушло два года.
- Именно в этот период вы осели в Берлине?
- Обстоятельства сложились так, что мне пришлось переехать в Берлин еще до съемок "Кош ба кош". Я всегда любил Среднюю Азию и Россию, но я уехал в период распада Советского Союза, когда уже не мог там жить. Я не могу смириться с новыми социальными структурами, с мафиозной системой. Я не вижу там настоящей независимости.
- Вы подписали договор на рекламу с "Паризьен", которая, кажется, анонсирует "Лунного Папу"...
- Я рассматриваю его как упражнение, к которому подхожу иронически. "Лунный Папа" достаточно серьезен, хотя и не совсем реалистичен. Надо правильно выбрать жанр, в котором будешь работать. На этот раз все было продиктовано идеей: девушка не видела своего соблазнителя, что не совсем правдоподобно.
- "Лунный Папа" сделан в стиле "world cinema"?
- Мне представляется важным делать фильмы для всего мира. Я избрал эту профессию не для того, чтобы снимать произведения искусства, которых никто не увидит. Я признаюсь себе в том, что это, прежде всего бизнес. Столько людей этим живут! Во времена Советского Союза у нас была киноиндустрия. Из школы шли в студию. Я бы предпочел это независимости, при которой о тебе могут забыть между двумя фильмами. Я намерен продолжать работать в стиле сказочного повествования, но я не исключаю возможности возврата к неореализму моих первых фильмов.
- После просмотра "Лунного Папы" складывается впечатление, что традиции оказались сильнее, чем 70 лет коммунизма...
- Коммунизм навязывал идеологию, разрушал культуры. Уцелел лишь "мягкий" ислам. Но система уже выкачала все ресурсы из Средней Азии. Сегодня там больше ничего нет. Например, в моем районе существуют еще 40 кинотеатров, но из-за отсутствия фильмов они не работают. Регион остается перекрестком исламского, русского, западного и даже индийского влияния. Кроме того, здесь живут довольно забавные люди.
- Почему вы снимали фильм на фоне специально построенных декораций?
- Это одновременно артистическое и политическое решение. Снимая фильм на границе трех государств, удалось избежать многих трудностей и воссоздать картину Средней Азии. Я запретил называть этот фильм таджикским. Я сам таджик лишь потому, что таджиком был мой отец. Увы, давать названия странам по названию проживающих там народов, когда уже все перемешалось, значит возрождать дух местного патриотизма. Как на Кавказе или на Балканах.