Дню свободы прессы посвящается
Сегодня отмечается международный День свободы прессы. Свобода прессы - это не свобода 500 богатых владельцев газет распространять свое мнение. Свобода прессы - это и свобода читателя, слушателя и зрителя получать информацию, которая ему нужна. Еще несколько десятилетий он будет обращаться за ней к газетам. Таким образом, он должен быть заинтересован в том, чтобы на свете были журналисты, которые не поддакивали бы ни собственникам газет, ни их покупателям. Когда организация "Репортеры без границ" сообщает, что в прошлом году в связи со своей профессиональной деятельностью были убиты 83 журналиста и 32 сотрудника СМИ, читатель не придаст этому должного значения, сославшись на сотни тысяч погибших в результате автомобильных аварий. Но тому, кто взглянет на такие цифры, как 82 убитых журналиста, 56 похищенных и 866 арестованных, кто в конечном итоге посмотрит на то, что творится в Северной Корее, Китае и России, тому мир вокруг него покажется прекрасным.
Ни в одной стране власти не заинтересованы раскрывать свои действия, в особенности противоправные. Пока у власти находился Сильвио Берлускони, в Италии существовало не более 3-4 относительно критически настроенных СМИ. Правительство ФРГ предприняло несколько шагов для того, чтобы ввести общественность в заблуждение по "делу Курнаца". В задачи журналиста входит быть неприятным современником. Он должен вызывать неудовольствие. Он должен надоедать тем, кто имеет право голоса, а также иногда и тем, кто его не имеет. Иначе мы никогда не разберемся в том мире, в котором живем.
Журналисты - это собаки-саперы на службе ориентирующегося в происходящем общества. Но это можно сказать далеко не про всех. Лишь немногие действительно рискуют. Слишком немногие. И это нас, других, в них восхищает. Но этого недостаточно. Мы должны, когда у нас совсем не получается, идти за ними или, по крайней мере, их поддерживать. Мы должны помогать им. В том числе и тогда, когда мы покупаем газеты и журналы, в которых они публикуются. Мы знаем, что, пока они есть, нам будет становиться лучше. Это касается и тех, кто считает, что свобода прессы - это не что иное, как свободная пресса. Демократии без свободы прессы не существует. Но демократы - и не только те, кто стоит у власти, - иногда, похоже, об этом забывают.