Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 мая 2007 г.

Анн Шемин | Le Monde

Сеголен Руаяль, женщины и политика

Впервые в истории Франции женщина может демократическим путем выиграть сражение за символ политической власти, которым является Елисейский дворец. Если Сеголен Руаяль изберут 6 мая она станет, благодаря всеобщему голосованию председателем совета министров, главнокомандующим, вдохновителем внешней политики и гарантом независимости судебной системы - все эти функции долгое время оставались прерогативой мужчин. "Женщины Франции, возьмем последнюю Бастилию!" - провозглашали многочисленные женские организации, призывавшие устроить праздничный съезд в честь Сеголен Руаяль 1 мая в Бастилии.

Во Франции право голоса было предоставлено женщинам очень поздно. Пришлось ждать указа, подписанного 21 апреля 1944 года в Алжире генералом де Голлем, чтобы они "могли избирать и быть избранными на тех же условиях, что и мужчины". В ходе предварительного обсуждения в консультативной ассамблее революционное предоставление права голоса женщинам, предложенное депутатом-коммунистом Фернаном Гренье, было отклонено 51 голосом против 16. "Вы думаете, это мудрая идея - в такой беспокойный период, как наш, бросаться из хаоса в авантюру, которую представляет собой право голоса для женщин?" - беспокоился Поль Жакоби, возглавлявший комиссию по законодательству.

Этот шаг к равенству был сделан гораздо позже, чем в большинстве демократических стран. Жительницы Новой Зеландии голосовали с 1893 года, австралийки - с 1902, финки - с 1906, датчанки - с 1915. После Первой мировой войны Великобритания, Германия и Австрия в знак признания заслуг женщин во время войны предоставили им право голоса. В 1924 году Монголия стала первой азиатской страной, где женщины получили право участвовать в выборах. К первопроходцам в период между двумя мировыми войнами присоединились Ливан, Турция, Испания, Бразилия и Уругвай.

Франция соблюдала осторожность и оставалась в стороне от этого движения. "Французская демократия медленнее других принимала идею политического равенства полов, - отмечает политолог Мариетта Сино в книге "Женщины, пол и общество, государство спасителей" ("Femmes, genre et sociétés, l'état des saviors" - collectif, éd. La Découverte, 2005). - Первой в Европе введя всеобщее избирательное право для мужчин в 1848 году, Франция последней (вместе с Бельгией и Испанией) признала право голоса за женщинами. К тому же это произошло не в результате парламентского голосования, а посредством единоличного указа".

Во Франции отношения женщин с политикой долгое время были похожи на пропущенные свидания. В конце XVIII века революция провозгласила права человека и гражданина, запретила "половые различия" при передаче наследства и ввела гражданский развод, но отказалась предоставить право голоса женщинам. "Политические права гражданина состоят в спорах и отстаивании решений, связанных с государственными интересами, и в сопротивлении угнетению, - утверждал в 1793 году депутат Жан-Батист Амар. - Есть ли у женщин нравственная и физическая сила, необходимая для осуществления этих прав? Общественное мнение отвергает эту идею".

Полвека спустя революционеры 1848 года провозгласили Республику и впервые ввели во Франции "всеобщее" голосование, исключив, однако, женщин. "Политическое равенство двух полов, то есть приравнивание женщины к мужчине в общественных делах является одним из тех софизмов, что противоречат не только логике, но и здравому смыслу, и природе вещей, - писал в 1849 году социалист Пьер-Жозеф Прудон в книге "Народ". - Домашнее хозяйство и семья - вот святилище женщины".

В период между двумя мировыми войнами, когда все соседние страны постепенно предоставляли женщинам право голоса, Франция предпочитала уходить от решения этого вопроса: в период с 1919 по 1935 год нижняя палата парламента рассматривала пять вариантов закона, но все они были отвергнуты сенатом. В 1936 году правительство Леона Блума совершило показательный жест, впервые включив в состав кабинета министров трех женщин, но в праве голоса им вновь было отказано: Ирен Жолио-Кюри, Сюзан Лакор и Сесиль Бруншвиг стали заместителями министров научных исследований, здравоохранения и государственного образования, но они не получили права участвовать в выборах:

Нынешнее избирательное законодательство, принятое по инициативе правительства Жоспена в 2000 году, позволило феминизировать политическую жизнь: в законодательных органах, выборы в которые проходят по избирательным спискам (региональные и муниципальные советы городов с населением более 3,5 тыс.), женщины составляют более 45% депутатов. Однако облик Национальной ассамблеи практически не изменился: в Бурбонском дворце всего 12,3% депутатов составляют женщины, что ставит Францию: на 88-е место в мире, далеко позади Болгарии, Эфиопии, Пакистана и Сенегала. Партии с большей охотой платили штрафы, чем выдвигали женщин: в 2005 году несоблюдение равенства стоило 4,2 млн евро "Союзу на народное движение" и 660 тыс. евро "Союзу за французскую демократию":

Крайне закрытый клуб

Для Франции равенство - не такое простое дело. В условиях отсутствия ограничений политические партии сохраняют замкнутую культуру политики, остающейся преимущественно мужской: в генеральных ассамблеях и мэриях, где не действует закон о равенстве, женщины составляют менее 11% депутатов и одна-единственная женщина - Сеголен Руаяль - в 2004 году была избрана председателем местного совета. "Сохраняется дискриминация, от которой страдают француженки, хотя в последнее время и наблюдался определенный прогресс", - делает вывод политолог Жанин Моссю-Лаво.

Несмотря на настороженную реакцию, во всех странах мира женщины мало-помалу выходят на политическую сцену: в 2007 году доля женщин в парламентах достигла рекордного исторического показателя 17%. Если Руаяль будет избрана президентом, она 6 мая присоединится к клубу - весьма закрытому - из семи женщин, возглавляющих государства: Мишель Бачелет (Чили), Тарья Халонен (Финляндия), Мишель Жан (генерал-губернатор Канады), Мэри Макализ (Ирландия), Вайра Вике-Фрейберга (Латвия), Эллен Джонсон Серлиф (Либерия) и Глория Аройо (Филиппины). Клуб женщин - глав правительств, к которым принадлежит Ангела Меркель, тоже насчитывает всего семь членов.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru