Разбогатев на нефтедолларах, наблюдая разброд в лагере Запада, Россия все больше надеется на восстановление империи, которую она потеряла.
Ежегодное послание Владимира Путина обеим палатам парламента, оглашенное на прошлой неделе, было лишь самым свежим в череде подобных знаков. Российский президент заявил, что на выполнение обязательств, взятых на себя его страной по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОСВЕ), будет наложен мораторий, пока США не откажутся от планов размещения элементов противоракетного щита в Польше и Чехии. Путин пригрозил, что Россия выйдет из ДОСВЕ, если страны-члены НАТО не удовлетворят его претензий. Противоракетный щит, утверждал он, несет в себе угрозу для национальной безопасности.
По этому вопросу никто не может принять слова России всерьез. Ни щит, ни чехи, ни поляки не угрожают и не могут угрожать стране, вооруженной тысячами ядерных ракет. Путин проделывает нечто другое: он хочет вернуть России ее прежнюю, доминирующую позицию в Центральной и Восточной Европе, вернуться в эпоху, когда любой стратегический шаг в этом регионе приходилось обговаривать с Москвой и совершать только с ее согласия. Угрозы Путина нацелены на то, чтобы сделать Россию де факто главной силой в ее "ближнем зарубежье" и дать понять Западу, что русские - когда-то распоряжавшиеся в мире в качестве царской, а позднее советской империи - снова вышли на арену.
К этому новому старому империализму прилагается, помимо жесткой риторики, еще и модифицированная картина недавней истории. В годы, когда президентом был только что скончавшийся Борис Ельцин, российские архивы открылись для широкого доступа и недавнее прошлое страны подверглось внимательному изучению. Президент Ельцин проявлял готовность - в зависимости от момента, более сильную или сдержанную - признать преступления коммунистического режима. К примеру, он принес извинения Финляндии за "зимнюю войну" 1940 года.
Но Путин решительно изменил отношение Кремля к прошлому - а следовательно, и к будущему. Нынешний российский президент формирует новую национальную идентичность - имперскую и мессианистическую - вокруг победы над нацизмом, которую его предшественники тоже использовали для придания законного статуса СССР. Эта война, которую русские называют "Великой Отечественной войной", началась не в 1939 году, когда Гитлер вторгся в Польшу. Россия помогла развязать Вторую мировую войну посредством пакта Молотова-Риббентропа, подписанного за неделю до того, как немецкие танки двинулись на восток, меж тем как войска Сталина заняли часть Польши и все прибалтийские страны. "Великая Отечественная война" начинается в 1941 - когда Гитлер обрушился на своего союзника.
В условиях, когда Сталин все более превращается в героя - основателя "новой России", неудивительно, что такие преступления, как оккупация соседних стран и коммунистический режим, отрицаются. Россия также агрессивно требует, чтобы ранее оккупированные страны советского блока признали ее новую интерпретацию прошлого. Любое упоминание преступлений советского периода характеризуется как оскорбление "героев Великой Отечественной войны". Бывших офицеров НКВД, обвиняемых в преступлениях против человечности - организации высылки граждан, защищают адвокаты, нанятые Россией. Когда Грузия открыла музей советской оккупации, Кремль и российские СМИ подвергли ее жесткой критике.
Недавно Россия развязала пропагандистскую кампанию против Эстонии, которая повлекла за собой бунты в Таллине и других городах в эти выходные. В прошедшую пятницу власти демонтировали бронзовый памятник солдата Красной Армии на одной из площадей в центре столицы и в ближайшее время планируют эксгумировать останки советских бойцов, находящиеся там же. Они будут перенесены на военное кладбище за городской чертой Таллина. Церемония будет проведена с отданием всех воинских почестей.
Но Кремль поднял шум, назвав этот план нарушением "прав человека". В самой России памятники павшим воинам уничтожаются каждый месяц. Так, снос памятника в маленьком городе Химки неподалеку от Москвы привел к резким столкновениям между молодыми коммунистами и силами спецназа. Но в Эстонии Россия поощряла уличные демонстрации протеста - они переросли во вспышки насилия, в результате которого один человек погиб и приобрело широкий размах мародерство - и продолжает стимулировать антиэстонские настроения, хотя демонстрации сошли на нет.
Весь этот ажиотаж - из-за памятника, который вовсе не был уничтожен. Мало того, из-за памятника, который большинство эстонцев считает символом более чем 40-летней советской оккупации. 22 сентября 1944 года Красная Армия "освободила" Таллин не от немецких войск, которые почти что его покинули, но от законной власти Эстонии. В тот день с правительственных зданий сняли эстонские флаги, а не немецкие свастики. Свастики к тому времени уже убрали эстонские солдаты, некоторые из которых погибли в боях. Советские офицеры арестовали членов правительства Эстонии, часть из них расстреляли, других отправили в лагеря. Так эстонцы разделили судьбу вождей Варшавского восстания 1944 года, которых после их храброй борьбы с нацистами также выловили и убили агенты НКВД.
Эти факты официальная Россия игнорирует. Большинство простых россиян о них даже не ведает. Члены правительства Эстонии 1944 года даже не были реабилитированы в постсоветской России; для ее Верховного суда они по-прежнему остаются "врагами народа", согласно ярлыку, который на них навесили в Советском Союзе. Вместо того чтобы учитывать эти исторические факты, московские дипломаты в Эстонии развивают связи с экстремистами из среды русскоязычного населения, некоторые из которых на днях были арестованы в Таллине за руководство бунтами и вандализм.
Подобный неоимпериализм опасен не только для Европы и всего мира, более всего он опасен для самой России. История несколько раз доказала, что самыми многочисленными жертвами российских имперских амбиций были сами жители России. Пока Россия не переключится на поиски решения собственных колоссальных проблем, надежд на лучшее будущее не появится.
Лучший способ помочь России - это исправить фальсифицированную картину истории Европы, которую предлагает российское руководство. Преступления коммунистического режима нельзя игнорировать. Давайте начнем дискуссию о пакте Молотова-Риббентропа и роли Сталина в развязывании Второй Мировой войны, агрессии против Польши и Финляндии в 1939, оккупации стран Прибалтики в 1940, уничтожении польских офицеров в Катыни и так далее.
Нет ни малейшей разницы между отрицанием Холокоста и отрицанием преступлений советского коммунистического режима. История должна быть рассказана столь же подробно, как уже рассказана история Холокоста. Помнить о ней важно, чтобы миллионы жертв коммунистического режима и те смельчаки, которые боролись с ним, не погибли напрасно. На фоне планов, которые Путин лелеет относительно Европы, эта задача становится безотлагательной.
Март Лаар - экс-премьер-министр Эстонии