Спустя два года со дня ликвидации бен Ладена эксперты анализируют будущее спецопераций, пытаясь понять, где и как силы специального назначения могут принести наибольшую стратегическую пользу для США, сообщает корреспондент Time Нэйт Роулингс.
Миссия по ликвидации лидера "Аль-Каиды" обязана своим успехом не удаче и не божественному провидению: американские коммандос смогли проникнуть глубоко на территорию Пакистана и убить самого разыскиваемого террориста благодаря многолетнему отбору личного состава, богатому оперативному опыту и тренировкам, говорится в статье.
"Рейд по устранению бен Ладена стал кульминацией десятилетней реорганизации, в ходе которой бюджет спецопераций увеличился в четыре раза, с 2,3 млрд долларов в 2011 году до 10,4 млрд долларов в этом году", - сообщает Time.
После терактов 11 сентября спецподразделения провели тысячи рейдов. В разгар компаний в Ираке и Афганистане их бойцы иногда ликвидировали и брали в плен по дюжине террористов за ночь. После ликвидации бен Ладена они не сбавили оборотов: сейчас их численность составляет 12 тыс. военнослужащих, половина из них в Афганистане, остальные разбросаны по 70 странам мира.
Однако аналитики всерьез опасаются, что силы специального назначения будут использоваться для нанесения эпизодических, точечных ударов, а не для участия в продуманных кампаниях по достижению длительных результатов. В подготовленном Советом по международным отношениям докладе говорится, что Командование спецопераций США не смогло разработать четкую современную доктрину стратегического использования подразделений спецназначения и что ее создание должно стать для военных приоритетом. "Подобная доктрина должна включать теорию специальных операций, описывающую, какой они могут иметь стратегический или решающий эффект, особенно оказывая влияние на политический уровень войны", - считает автор доклада Линда Робинсон.
"Войска специального назначения были столь эффективны, что есть вероятность их превращения в "кнопку", которую легко "нажать" в любой ситуации", - цитирует журнал бывшего начальника Объединенного командования специальных операций Стэнли Маккристала.
В течение ближайших лет военное и политическое руководство должно провести "множество дискуссий и обсуждений будущего сил специального назначения, с учетом их важности для сегодняшней безопасности Америки и их роли в грядущих десятилетиях", резюмирует Роулингс.