В конце 19 - начале 20 века Европа оказалась вовлечена в балканские войны, - рассказывает автор. Кульминацией этих конфликтов стала первая мировая война 1914-18 годов, которая перекроила границы стран Центральной и Восточной Европы.
Проводя параллель с ситуацией, которая сложилась сейчас на Кавказе, автор считает, что кавказские войны также должны повлечь за собой изменение границ.
В 19 веке Османская империя испытывала военное давление со стороны России и в то же время осознавала обеспокоенность западных держав - не желавших, чтобы Россия извлекла выгоду из возможного распада империи. Кроме того, балканские народы всеми силами стремились укрепить свою независимоть от империи.
По словам автора, развал СССР в 1991 году стал первым шагом на пути к изменению границ: Азербайджан, Армения и Грузия провозгласили свою независимость от Москвы. Однако СССР, а затем и Россия сохранили свое присутствие в регионе, оказывая влияние на ход событий через небольшие республики и автономные образования, такие как Чечня, Дагестан, Ингушетия, а также Северная и Южная Осетии.
Автор обнаруживает сходство между падением Османской империи, который завершился в 1919-20 годах, и Советского Союза в 1991 году. Различие состоит лишь в том, что первые границы новой России были поставлены под сомнение, после того как в 1994 году Чечня поднялась на борьбу за свою независимость.
В ходе войны 1994-96 годов славянская нация продемонстрировала всё худшее, что она приобрела за время прыжка в капитализм, - пишет автор. В результате войны Чечня получила возможность приобрести независимость. В соответствии с достигнутым соглашением, окончательное решение по данному вопросу должно было быть принято в 2001 году.
Недавно Россия возобновила боевые действия против Чечни. Многие объясняют её причинами внутриполитического характера. Победоносная война в Чечне должна обеспечить нынешнему премьер-министру России Путину победу на предстоящих президентских выборах. Это вполне возможно, - соглашается автор. Однако, нельзя умалять нежелание России смириться с независимостью Чечни.
По всей видимости, Москва могла бы признать независимость Чечни в надежде положить конец нестабильности на границе с республикой, но предпочла занять максималистскую позицию. Победа российских войск в Чечне должна не только подавить стремление Чечни к независимости, но и послужить серьёзным предупреждением для остальных неславянских народов региона, включая тех, кто имеет свое собственное государство.
С православной Арменией у России вряд ли возникнут проблемы - считает автор: эта страна всегда предпочитала иметь в качестве соседа Россию, а не мусульманскую Турцию, которая оказывает поддержку смертельному врагу Армении - Азербайджану. Однако можно предположить, что если на Кавказе возникнет угроза для российских границ, Россия тоже может предпринять решительные шаги в отношениие своих ближайших соседей. Так исламский Азербайджан, видимо, никогда не вернёт себе Нагорный Карабах, а Грузия может навсегда остаться без Абхазии, стремление к отделению которой от Грузии поддерживает Москва.
Наибольшее различие между балканскими и кавказскими войнами - считает автор - состоит в том, что российская империя ослаблена, но не уничтожена. Кавказские войны не оказывают на другие страны того же влияния, что и балканские. Но это совсем не означает того, что они не будут столь же продолжительными, - заключает автор. Это первые войны 21 века.