Вчера, во время похорон Дмитрия Колесникова, он лично контролировал, чтобы все прошло, как положено. Бывший подводник и капитан первого ранга Игорь Кудрин с 1995 года возглавляет Клуб подводного флота Санкт-Петербурга, куда ежедневно приходят родственники погибших моряков "Курска", чтобы решить с администрацией какие-то конкретные проблемы, или просто в поисках помощи, утешения и поддержки. Кудрин жалуется на отсутствие содействия со стороны государства и предупреждает, что этой зимой они могут остаться без отопления. В сентябре он направил Владимиру Путину письмо, подписанное 78 родственниками членов экипажа "Курска", в котором они просили не поднимать тела с подлодки. Президент их не услышал.
- Как пережила вдова Дмитрия процедуру опознания тела своего мужа?
- Я знал, что для нее было бы лучше не видеть тела мужа, однако она настояла. Два раза она приходила в Североморский госпиталь; в первый раз, чтобы опознать тело, а во второй - чтобы удостовериться, что его положат в цинковый гроб для перевозки в Санкт-Петербург.
- После опознания Дмитрия Колесникова изменилась ли позиция родственников, выступавших против поднятия тел?
- Когда начались работы по поднятию тел, они отдавали себе отчет, что все пройдет так, как надо, и верили, что операцию необходимо продолжать, пока не возникнет угроза жизни водолазов. Я каждый день вижу, как они плачут и заново все переживают. Им больно видеть, что отыскали Дмитрия, но не нашли их близких.
- Смирились ли родственники с тем, что тела их близких извлечь не смогут?
- После похорон Колесникова будут похоронены и тела других моряков, но нет никаких сомнений, что всех поднять не удастся. Поэтому в ходе встречи с главкомом ВМФ Куроедовым родственники просили поднять, по крайней мере, часть лодки, поместить ее в капсулу и наполнить водой с "Курска". В этой воде находятся мельчайшие частицы тел моряков, так что эта капсула станет их братской могилой.
- Их задело, что Путин не откликнулся на их просьбу?
- Да, это их сильно обидело, ведь письмо было отправлено в Кремль, и его содержание было оглашено всеми СМИ. Смысл письма прост: освободить президента от обещания, данного им на встрече в Видяево через несколько дней после трагедии, когда президент пообещал любой ценой поднять лодку. Они не хотят, чтобы в ходе этой операции погиб кто-то из водолазов. Кроме того, они опасаются, что из-за этой операции окажется невозможным из-за многочисленных отверстий в корпусе поднять в будущем году лодку на поверхность. Моряки служили и выходили в море вместе, и погибли вместе, поэтому они должны быть подняты с подлодкой.
- Родственники хотят выяснить причины трагедии?
- Этот вопрос отошел на второй план. Жизнь продолжается, и мы должны решать конкретные проблемы каждой семьи. Одной девочке, к примеру, нужно купить слуховой аппарат, а у другой, четырехлетней, проблемы с сердцем.
- Какими средствами располагает клуб?
- В нашем распоряжении находится сумма, меньшая, чем Мурманский фонд, однако она превышает 120 тыс. долларов. Из них мы потратили только 4%, которые пошли на покупку авиабилетов для поездки на встречу с Путиным в Видяево.
- В записке, написанной Дмитрием Колесниковым, утверждается, что после первого взрыва, потопившего "Курск", выжили 23 моряка. Как, по вашему мнению, действовали члены экипажа подлодки после взрыва?
- На многих телах, обнаруженных в кормовых отсеках, были обнаружены специальные костюмы для дыхания под водой. Это показывает, какую борьбу они вели, стараясь покинуть лодку через аварийный люк. К сожалению, люк оказался поврежден до такой степени, что открыть его не удалось. Они были профессионалами. Все обвинения, что они были плохо подготовлены, не имели необходимого опыта, чтобы задействовать средства для своего спасения - неправда.
- Сколько членов экипажа "Курска" были родом из Санкт-Петербурга?
- На "Курске" было 14 моряков, чьи матери, отцы и жены живут в Санкт-Петербурге. Однако есть еще семьи, как например, семья капитана первого ранга Вагрянцева, который уехал отсюда 20 лет назад, еще молодым лейтенантом, и его похоронят именно здесь.