Вчера утром американский астронавт и два российских космонавта перешли на борт Международной космической станции (МКС) и приступили к осуществлению мечты руководителей программы (стоимостью 60 млрд. долларов) о постоянном пребывании человека в космосе.
В 4:21 утра по восточному времени США экипаж российского корабля "Союз", стартовавшего во вторник с космодрома Байконур, в составе командира станции Уильяма Шепарда, пилота Юрия Гидзенко и бортинженера Сергея Крикалева состыковался с МКС.
После проверки стыковочных узлов Гидзенко и Крикалев открыли переходные люки, ведущие в российский командный модуль "Звезда", где экипаж "Экспедиции номер 1" будет жить и работать следующие 4,5 месяца.
"Я хочу сказать, что мы рады, что уже находимся здесь. Это было долгое путешествие, но мы его завершили",- радировал Шепард.
Затем Шепард сразу же задал администратору НАСА Дэниелу Голдину вопрос, удовлетворит ли он просьбу экипажа о временном - если не постоянном - присвоении космической станции наименования "Альфа".
Перед запуском Шепард дал понять, что считает, что у станции - как и у любого другого корабля - должно быть официальное имя. В начале 90-х годов станцию неофициально именовали "Альфой", однако участники проекта так и не договорились об официальном наименовании.
Застав всех врасплох, Голдин его поддержал, сказав: "Временно называйте ее "Альфа". После того как другие американские и российские руководители поздравили экипаж с успешной стыковкой, Голдин завершил разговор на эту тему словами: "Думаю, это прекрасная идея, и я разрешаю использовать наименование "Станция Альфа" на все время работы "Экспедиции номер 1". Теперь вы можете спать спокойно и ни о чем не беспокоиться."
"Благодарю вас, сэр,- ответил Шепард. - Я думаю, что около сотни тысяч людей на земле теперь знают имя станции."
"Союз" автоматически подсоединился к стыковочному узлу, расположенному в кормовой части модуля "Звезда", при этом Гидзенко был готов, в случае необходимости, управлять кораблем вручную. Люки на другом конце вместительного командного модуля ведут в российский модуль "Заря", созданный на деньги НАСА, где находятся силовые агрегаты и хранилища.
Этот модуль, в котором хранится оборудование и припасы, доставленные на него космическими челноками, соединен с американским модулем "Unity". "Unity" имеет два стыковочных порта для челноков и массивную стропильную ферму, подсоединенную экипажом "шаттла" в прошлом месяце.
Однако если не произойдет чего-то чрезвычайного, Шепард и компания не будут пользоваться модулем "Unity", пока экипаж очередного челнока в начале декабря не установит на нем солнечные батареи.
После установки этих батарей Шепард и другие члены экипажа помогут активировать и проверить работу американского лабораторного модкля "Destiny", который по плану должен состыковаться с МКС в конце января. Все трое вернутся на Землю в конце февраля. Из заменит "Экспедиция номер 2" в составе командира Юрия Усачева, Сьюзан Хелмс и Джеймса Восса; они продолжат монтаж станции.
Первая неделя будет для Шепарда, Гидзенко и Крикалева довольно тяжелой: им предстоит запустить важные системы жизнеобеспечения МКС и превратить ранее пустовавшую станцию в настоящий дом.
В ближайшие несколько дней экипаж займется сборкой системы удаления углекислоты и основного кислородного генератора. Крикалев планирует также устранить неполадки в двух из восьми батарей модуля "Звезда".
"Это замечательное чувство гордости за достигнутое, новое свидетельство того, что американо-российский экипаж действительно может работать вместе,- заявил Джеймс Ван Лаак, отвечающий за вопросы интеграции и взаимодействия на космической станции. - Это великий момент."
Однако на последующей пресс-конференции в ЦУПе Голдин предупредил, что финансовые проблемы, которые продолжает испытывать Россия, угрожают будущему программы, которая только взяла старт.
Генеральный конструктор и президент РКК "Энергия" , построившей модуль "Звезда", Юрий Семенов рассердился, когда ему несколько раз задали вопрос о российских финансовых проблемах. Он подчеркнул, что его компания тратит свои собственные деньги, чтобы выполнять взятые Россией обязательства, однако правительство до сих пор их не возместило.