Власти не принимают критики в некомпетентности, проявленной во время кризиса
Поведение российских властей во время захвата школы в Беслане напомнило, скорее, традиции советской эпохи, а не демократического правового государства. Трагедия, которая унесла жизни людей, привлекла внимание мировой общественности и вызвала гнев населения России по поводу атмосферы секретности, которая доминирует в российской политической жизни.
Первоначальная реакция российского правительства на кризис с заложниками в Беслане напомнила традиции полицейского государства, где власти замалчивали и искажали информацию для того, чтобы скрыть от населения низкую эффективность спецслужб.
Во время кризиса с захватом заложников в Беслане подконтрольные государству средства массовой информации не только утаивали информацию, но и искажали ее, занижая число заложников, жертв и террористов, хотя иностранные средства массовой информации называли совсем другие цифры.
Те, кто имел мужество высказать независимую точку зрения и был чрезмерно любопытен, как всегда, заплатили за это. Редактор "Известий", одной из самых уважаемых газет в России, ушел в отставку после того, как Кремль высказал недовольство по поводу субботнего номера этого издания, в котором были фотографии из Беслана. Ранее "Известия" оспаривали официальные сообщения в отношении других террористических актов в России. Во время трагедии в Беслане "Известия" стали первой газетой, которая написала, что заложников может быть не 354 человека, как сообщили власти, а около 1000, так как в захваченной школе училось 900 детей.
Зарубежные средства массовой информации критиковали российское правительство за стремление скрыть информацию о трагедии. Французская газета Le Monde назвала "официальные" данные о 354 заложниках "самым заметной ложью в системе обмана".
В условиях отсутствия достоверной официальной информации, люди, желающие знать правду, взяли ситуацию в свои руки. Обезумевшие от горя родители захваченных детей и другие жители Беслана пошли к школе, где и постоянно находились в дни трагедии вместе с российскими солдатами. Неспособность российских спецслужб ограничить доступ в опасную зону только добавила напряженности и вызвала хаос, когда началась стрельба.
Когда же Россия научится извлекать уроки? Несмотря на то что в этой стране больше не коммунистический строй, в России так и продолжает проявляться некомпетентность в кризисных ситуациях, и власти не воспринимают критику своих недостатков. Власти пытались скрыть правду в августе 2000 года, когда погибли все 118 моряков подводной лодки "Курск". Несколько дней Кремль отказывался принять помощь иностранных спасателей, и только после критики со стороны независимых средств массовой информации Владимир Путин публично признал свою ответственность за трагедию.
В результате неумелой операции спецслужб при освобождении заложников в театре на Дубровке в октябре 2002 года погибло 130 человек. В тот же месяц телекомпания НТВ подверглась критике за трансляцию штурма. Спустя три месяца генеральный директор НТВ был уволен.
Конечно, ситуация в России все же другая, чем во времена СССР. Спросите у западных журналистов, которые работали на территории Советского Союза, и они подтвердят, что о таком кризисе, как в Беслане, просто ничего бы не сообщили. Даже та информация, которая выходила в эфир, сильно искажалась.
Трудно представить, что сегодня удалось бы скрывать информацию, как в советские времена. Во-первых, развитие технологий сделали невозможным для правительства иметь монополию на информацию, во-вторых, свобода слова декларируется российской конституцией, принятой в 1993 году.
Тем не менее стремление властей скрыть или контролировать информацию не изменилось. Почти через 14 лет после распада Советского Союза и через четыре года после первого случая демократической смены власти в российской истории ситуация со свободой слова здесь временами напоминает положение дел при правлении коммунистов, когда журналистов обязывали следовать линии Кремля.
Наличие демократических институтов еще не создает демократическую ментальность. Унаследованный от советского времени стиль управления вступает в противоречие с намерением построить открытое общество, в России все еще нет системы сдержек и противовесов между различными ветвями государственной власти, которая существует в большинстве демократических стран. Вся политическая власть сосредоточена в Кремле. Власти пытаются создать впечатление, что они сильны и контролируют ситуацию. Они душат любую оппозицию, которая пытается разрушить иллюзию о российском военном и технологическом превосходстве или роли в мировой политике.
Но во времена кризисов, когда в расчет берется не риторика, а реальные действия, иллюзии вновь начинают разрушаться.
Первый шаг улучшить эффективность - это признать недостатки. Россия имеет сильную власть, но для построения демократии необходимо, чтобы у общества появилась возможность контроля за властью.
Средства массовой информации должны получить возможность выполнять свою работу без препятствий со стороны властей.