С тех пор как в 2003 году возглавляемая США коалиция свергла иракского диктатора Саддама Хусейна, Россия оставалась в стороне от попыток стабилизировать ситуацию в Ираке. Многие в Москве даже, кажется, довольны тем, что американцы завязли в Ираке, пытаясь успокоить местное сопротивление. Россия рассчитывает выиграть время, чтобы восстановить свое геополитическое влияние в Центральной Азии и на Кавказе.
Единственный способ для Вашингтона заставить Россию изменить свою позицию - это предоставить Москве долевое участие в реконструкции Ирака. Признание права российской компании "Лукойл" на разработки иракских энергетических месторождений в Западной Курне могло бы помочь Москве взять курс на большее сотрудничество.
"Лукойл" подписал контракт на разработку месторождений в Западной Курне (предположительно, 15 млрд баррелей нефти) с режимом Саддама Хусейна в 1997 году.
Багдад в 2002 году отменил сделку. Не исключено, что "Лукойл" пытался получить гарантии от Вашингтона и иракской оппозиции, что в случае смены режима контракт будет восстановлен.
"Лукойл" уверяет, что со своей стороны никогда не нарушал условий сделки, а значит, договор должен оставаться в силе. Соответственно, "Лукойл" угрожает подать в суд на любую организацию, которая попытается вести работы на месторождении Западная Курна или даже покупать произведенную там нефть. Эта компания уже пыталась надавить на американские оккупационные власти, чтобы они поспособствовали признанию контракта 1997 года действительным. Временное коалиционное правительство переадресовало этот вопрос иракским властям, которые до сей поры уклонялись от прямого ответа.
Недавнее приобретение ConocoPhillips 7,59% акций "Лукойла" повысило шансы российской компании в Ираке. По условиям сделки ConocoPhillips получает 17,5% от разработок в Западной Курне.
Если контракт 1997 года будет признан, то отношение России к Ираку резко изменится. Вместо равнодушия и даже враждебности к американским попыткам успокоить ситуацию в Ираке Москва сразу получит серьезный стимул в деле восстановления Ирака.
Задача установить стабильность в районе Западной Курны - не из легких. Любая надежда на успех будут зависеть от совместных действий России и США. Западная Курна расположена на шиитской территории, к югу от Багдада, где действует несколько оппозиционных группировок. Кажется, что продолжительные волнения в этом районе неизбежны. Противоборствующие шиитские группировки могут начать сражаться между собой, кроме того, они могут вести бои, чтобы помешать суннитам восстановит свое традиционное влияние в Ираке.
До сих пор коалиционным силам удавалось сдерживать это соперничество. Если американские и британские войска покинут Ирак, в Западной Курне может произойти вспышка насилия. С другой стороны, увеличение военного контингента тоже вряд ли будет способствовать стабилизации.
Россия, поддерживающая относительно дружеские отношения с Ираном, может внести дипломатический компонент в политическую ситуацию, подающую надежды на стабилизацию.
В частности, Москва могла бы использовать дипломатические инструменты, чтобы убедить Тегеран ограничить поддержку шиитским группировкам. Исключение поставок оружия и продовольствия им извне может значительно способствовать нормализации обстановки в регионе.
Нет никакой гарантии, что иранские лидеры прислушаются к своим российским коллегам: Тегеран все еще обеспокоен возможностью попытки смены режима со стороны США. Тем не менее Россия обладает солидными аргументами в переговорах, которые могут привлечь внимание иранских лидеров. Один из таких аргументов - сотрудничество в области ядерной промышленности.
Россия была основным партнером Тегерана в его попытках развить собственный ядерный потенциал. Россия остается основным поставщиком ядерного топлива для противоречивых исследовательских программ Ирана. Эксперты в Москве предостерегают, что российско-иранские отношения могут быстро стать напряженными, если Тегеран откажет Москве в вопросе о поставках оружия. Но поскольку на кону стоит нефть Западной Курны, то Москве, вероятно, стоит рискнуть.