Эндрю Джек вряд ли мог выбрать более подходящее время для издания своей книги о Владимире Путине. За последние два месяца российский президент столкнулся с самой ужасной серией террористических актов на российской земле, от скоординированных взрывов двух пассажирских самолетов до захвата заложников в бесланской школе. Он ответил ошеломляющим набором репрессивных мер, нацеленных на усиление его и без того жесткого контроля.
Книга Джека "Путинская Россия: могут ли быть реформы без демократии?" (362 стр, Oxford) была написана до последних крутых мер. Однако она помогает увязать с контекстом некоторые новые тревоги относительно путинского руководства и относительно того, не скатывается ли Россия, которая одно время считалась идущей по пути демократии, к диктатуре. "Сегодня из прошлого возвращаются тревожные ветра", - пишет Джек, глава московского бюро Financial Times.
Вместо того чтобы повторять зловещие предсказания о будущем России, Джек рассматривает шаги Путина в перспективе. "Россия при Путине остается далеко не полицейским государством, которое существовало при Брежневе, не говоря уже о Сталине, - пишет он. - В его "либеральном авторитарном" режиме смешались советские и постсоветские темы, создав нечто совершенно новое".
Джек также показывает, почему требовалась некоторая степень централизации для восстановления порядка после хаотического режима Бориса Ельцина и для обеспечения экономического и политического развития страны. При Путине "парламент принял беспрецедентное количество законов за первые четыре года, включая сокращение налогов и другие меры, которые помогли упростить создание новых предприятий. Многие из этих законов внесли свой вклад в экономический бум в России".
Хотя существуют опасения, что слишком большая часть благосостояния страны зависит от нефти, Джек напоминает нам, насколько диверсифицирован стал российский бизнес.
Однако основными моментами книги становятся отрывки, в которых Джек описывает, как Москва изменилась с того момента, как он впервые приехал туда в 1998 году. Тогда был дефицит продуктов, сложно было найти даже пучок салата. Теперь вдоль бульваров протянулись огромные супермаркеты и обитые мрамором торговые центры. Почти каждый день открываются новые рестораны. Теперь, пишет Джек, "западные экспатрианты часто больше бросаются в глаза в Москве, потому что они одеты более бедно, чем местные".
Куда пойдет Россия? Джек предсказывает: "Имеется немного признаков того, что экономический рост или реформы будут сопровождаться в течение ближайшего времени более широкой демократией". Дальше хуже. Возможно, рассуждает он, Путин попробует минимизировать инакомыслие, в то же время продолжая развивать российскую экономику. На данный момент это лучшее, на что россияне могут надеяться.