"На Украине не осталось и следа от "оранжевой революции". Старый аппарат снова у власти, и вместе с ним вернулись старые методы. Тому, кто выступает за свободное общество, угрожает слежка и тюрьма", - такими словами рисует сегодняшнее положение на Украине Конрад Шуллер, корреспондент Frankfurter Allgemeine. О том, что он пишет, Шуллер знает не понаслышке.
Немецкий корреспондент рассказывает, что в апреле, через два месяца после смены власти, допросу спецслужб подвергся его украинский друг. Темой так называемый беседы была деятельность Шуллера на Украине. Сейчас, когда президент Янукович находится у власти уже восемь месяцев, Шуллер говорит: "Я не могу здесь больше писать, как раньше".
Он вспоминает декабрь 2004 года, время "оранжевой революции", и выражает сожаление, что ее символы, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, "потеряли уважение и власть из-за собственных интриг и ревности". Сейчас в фаворе Валерий Хорошковский, глава СБУ, Службы безопасности Украины. Он во всеуслышание заявляет, что борется с коррупцией, но при этом, по информации украинских СМИ, на которые ссылается немецкое издание, по будням ездит на "Бентли", а по выходным - на "Майбахе".
Хорошковский, говорится далее в статье, владеет телевизионной компанией "Интер", "вероятно, самой влиятельной в стране", что позволяет ему, являющемуся одновременно членом Высшего совета юстиции, "оказывать непосредственное влияние на судейский корпус".
В последнее время по Украине прокатилась волна арестов людей из лагеря Юлии Тимошенко. Но преследованию подвергаются не только те, кто был у власти при старом правительстве. В своей статье Шуллер рассказывает о судьбе целого ряда представителей гражданского общества, которым на собственной шкуре пришлось столкнуться с методами давления, знакомыми по советскому времени.
Мирослав Маринович, проректор Украинского католического университета, который в семидесятые годы, будучи диссидентом и одним из основателей украинской Хельсинкской группы, отсидел десять лет в советских лагерях, сегодня повсюду видит возврат к прошлому. Он говорит об "инертности старого страха", о возврате глубоко укоренившихся рабских рефлексов.
Возвращаясь к собственной истории, Шуллер рассказывает, что написал о допросе, которому подвергся его друг. Информация попала на украинские сайты, однако тогда СБУ ее опровергла. Никаких "шагов" в отношении корреспондента FAZ на Украине якобы не было, "он нас не интересует". Глава администрации президента Лёвочкин назвал данную историю "провокацией", срежиссированной "враждебными силами" в преддверии визита Виктора Януковича в Берлин.
Издание вновь цитирует Мариновича: "Мы слишком медлительны, - говорит он. - Они быстрее накинут на нас узду, чем мы построим гражданское общество".
Недавно Шуллеру предложили встретиться с Хорошковским. Тот признался, что слежка за журналистом действительно велась. "Проблемы с аккредитацией... Совершенно обычное дело".