"Каждый день у нас случалась какая-нибудь техническая проблема с этим конкретным самолетом", - сказал сотрудник египетского агентства, работающего с "Метроджетом" в аэропорту Шарм эш-Шейха. У A321 сбоили двигатели и были повреждения хвоста. Заявление исламистов о подложенной бомбе пока ничем не подтверждено, но пресса активно обсуждает, что сможет Россия противопоставить мести суннитов за бомбардировки в Сирии.
Владельцы российского пассажирского самолета, который разбился в Египте, вчера уверяли, что причиной крушения стало физическое воздействие, пишет The Times. Александр Смирнов, замгендиректора "Метроджета" (он же "Когалымавиа"), заявил на пресс-конференции в Москве: "Мы исключаем техническую неисправность самолета или ошибку пилотов".
Между тем неназванный "сотрудник египетского агентства, которое работает с рейсами "Метроджет" из аэропорта Шарм эш-Шейха", сообщил изданию, что авиалайнер страдал от ряда технических проблем.
"Два месяца назад лайнер был вынужден вернуться в аэропорт и совершить вынужденную посадку спустя 15 минут после взлета, когда возникли проблемы с двигателями", - пересказывает газета его рассказ.
"Потом, всего три недели назад, у нас была та же проблема, - сказал сотрудник. - Перед взлетом командир радировал диспетчерам о проблеме со сбоем в двигателе, и ему велели вернуться назад на место. Самолет так и остался на взлетной полосе, пассажиры вернулись в свой отель".
"Каждый день у нас случалась какая-нибудь техническая проблема с этим конкретным самолетом. В последнем рейсе самолет имел на борту около 20700 литров топлива: это очень много, проблема могла усугубиться", - добавил источник.
Газета напоминает: есть также предположения, что к крушению могли подтолкнуть повреждения хвоста самолета, полученные в 2001 году.
Управление гражданской авиации Египта выясняет, была ли причиной "неисправность воздушного судна или, возможно, взрыв бомбы, подложенной в самолет", говорится в статье.
Татьяна Петерсон из Волгограда, племянник которой Валерий Немов был одним из пилотов разбившегося лайнера, на вопрос, были ли у Немова трудности с этим самолетом, ответила: "Это было его профессиональное дело, об этом он не стал бы ни с кем говорить. Это осталось в глубине его души".
Правительство Египта давно рекламирует Шарм эш-Шейх как жемчужину среди своих курортов и неприступную крепость, защищенную от джихадистского насилия, пишет The New York Times, однако катастрофа российского авиалайнера рискует испортить репутацию курорта.
Причины крушения пока не установлены, но египетское ответвление ИГИЛ (организация запрещена в РФ. - Прим. ред.) взяло на себя ответственность и это заострило внимание на версии, что боевики могли проникнуть в аэропорт Шарм эш-Шейха, чтобы подложить в самолет бомбу, говорится в статье. Заявление боевиков пока ничем не подтверждено, но уже то, что оно может показаться правдоподобным, указывает на хрупкое состояние общественной безопасности и туриндустрии Египта.
Правительство сталкивается с двумя течениями исламистского насилия - закоренелыми джихадистами из "Исламского государства на Синае" и "молодыми дилетантами, которые когда-то, возможно, голосовали за исламистские партии, но теперь прибегают к взрывам и обстрелам, пытаясь отомстить предполагаемым сторонникам военного переворота", пишут авторы статьи.
"Пока военное вмешательство России в Сирии проходит для Кремля относительно безболезненно, но, когда в Египте разбился российский авиалайнер, зазвучали предположения, что его сбили исламисты-экстремисты", - пишет обозреватель Foreign Policy Дэн де Люс. Продолжит ли Москва свою воздушную операцию в Сирии, если она даст толчок волне терактов против России?
По мнению автора, Москва сочла, что может сдержать угрозу мести со стороны суннитов, в том числе российских граждан, которые воюют в Сирии. Но неясно, как она будет реагировать, если угроза терроризма нависнет над Россией и будет сеять страх среди россиян.
"Если судить по опыту войны в Чечне, возможно, Путин предпочтет активизировать свою кампанию в Сирии и проводить более широкую волну бомбардировок и наземных операций, не страшась потерь среди мирного населения", - рассуждает Дэн де Люс.
Между тем лидер "Джабхат ан-Нусра" - ответвления "Аль-Каиды" в Сирии (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.) - призвал своих сторонников наносить удары по военным и гражданским лицам в России в отместку за прямое участие Москвы в войне на стороне режима Асада.
Неназванный сотрудник разведслужбы США выразил мнение, что российская военная кампания может превратить сирийский конфликт в "пороховую бочку" с ужасными последствиями для правительства Путина.
"Экстремисты из России или бывших стран советского блока, упустившие шанс повоевать в Афганистане и Чечне, несомненно, переориентируются на сирийский театр военных действий", - сказал источник. "Даже Путину будет трудно игнорировать способность экстремистов мгновенно распространять свою идеологию ненависти и подстрекать к насилию во всем мире".
Как бы то ни было, "теперь чеченские и другие русскоговорящие добровольцы в Сирии, - говорится в статье, - клянутся атаковать войска Москвы, а их лидеры призывают к ударам по мирным гражданам в России".
Другой угрозой для проекта Путина в Сирии могут стать потери среди российских военных: они подорвут его политическую поддержку в России.
Экс-сотрудник ЦРУ Брюс Ридель указал на другой нюанс: поддержав режим Асада, который опирается на Иран, "русские четко встали на сторону персов и шиитов в эпической конфронтации саудитского суннитского мира и иранского шиитского". "И саудиты намерены восстановить суннитский мир против России", - считает Ридель.
Экс-советник спецназа США Сет Джонс отметил: в Сирии "российские силы пока не применяли жестокую тактику, которая использовалась в Афганистане". По мнению Джонса, количество терактов в России, возможно, "слегка возрастет", но он не берется прогнозировать, что вмешательство в Сирии "повлечет за собой волну антироссийских ответных ударов".
"Сирийская мыльная опера Путина заполонила российские телеэкраны на многие недели. Благодаря демонстрации новейших ракет, громящих укрытия террористов, рейтинг популярности российского лидера взлетел до невиданных высот, - отмечает Эдвард Лукас в The Daily Mail. - А теперь вмешалась реальность. Крушение борта 7К9268, наиболее вероятной причиной которого является взрыв бомбы, размещенной на борту сторонниками так называемого "Исламского государства", показывает, какую цену Россия может заплатить за то, что ступила на ближневосточное минное поле".
"Если выяснится, что российский авиалайнер разрушила бомба - в отместку за путинскую агрессивную кампанию в Сирии, - кремлевским политтехнологам придется поработать над объяснениями. Исламистские боевики всегда будут считать Америку и Израиль своими худшими врагами, но почему Россия стремится тоже оказаться на линии огня?" - пишет обозреватель.
"Кремлевская пропагандистская машина как минимум использует падение авиалайнера над Египтом - если будет доказан состав преступления - как свидетельство того, что России надо удвоить усилия на Ближнем Востоке", - прогнозирует Лукас.
"Какой бы ни была причина массовой гибели людей над Синаем, одна вещь ясна: теперь Россия безнадежно увязла в котле ближневосточной политики. Плохая новость - для этого региона, для России и для нас", - резюмирует автор.