"В России, где постоянная проблема на футбольных матчах - "обезьяньи крики" в адрес чернокожих игроков и нацистские приветствия, практикуемые болельщиками, оргкомитет ЧМ-2018 учредил должность, которая отличает его приготовления от практики предыдущих чемпионатов", - пишет The New York Times. Это должность "инспектора по антирасизму", пишет журналист Сэм Борден.
"С этой работой, как и с проблемой расизма в российском футболе в целом, не все просто", - считает автор. Алексей Толкачев, назначенный на эту должность, сказал в интервью: "Мы в России воспринимаем эту проблему очень серьезно". А спустя несколько секунд, по утверждению автора, заметил: "Мы не считаем это серьезной проблемой".
По мнению корреспондента, это противоречие часто встречается при обсуждении дискриминации в России. "Смотря по вашей точке зрения (или выбору материалов для чтения), российский футбол либо изобилует отвратительными выходками фанатов (флаги со свастикой, транспаранты, прославляющие власть белых, кричалки-дразнилки с расистскими эпитетами), либо описывается предвзято, так как зарубежные СМИ делают сенсацию из отдельных событий с участием некультурных болельщиков", - говорится в статье.
Из интервью с футболистами, фанатами и футбольными функционерами в России автор сделал вывод: большинство признает, что проблема, как минимум, имеется. Освистывание чернокожих игроков из команд гостей и частые насмешки над бразильцем Халком, играющем за "Зенит", укрепляют впечатление, что российские болельщики нетерпимы. "А шаг РФС этим летом (организация отстранила от матчей ганца Эммануэля Фримпонга за неприличный жест в адрес фанатов, которые, по словам самого футболиста, осыпали его расистскими оскорблениями, но не наказала ни самих фанатов, ни их клуб) усугубляет опасения, что институции игнорируют проблему", - говорится в статье.
Вскоре будет опубликован совместный доклад московского центра СОВА, изучающего проявления национализма и расизма, и организации Fare, которая борется с дискриминацией в спорте в Европе. "Согласно этому документу, с мая 2014 по май 2015 года в России зафиксировано 85 эпизодов дискриминационного поведения (в докладе они классифицируются как проявления расизма либо "ультраправых" взглядов)", - говорится в статье.
Но в докладе отмечается, что, хотя самих эпизодов зафиксировано больше, они в основном стали менее агрессивны. Наталья Юдина, работавшая над докладом в центре СОВА, сказала, что в стране, где население все еще в основном однородно, нереалистично ожидать мгновенного появления толерантности.
"Раньше были убийства и нападения: шли в ход ножи, и было намного опаснее, - сказала Юдина в интервью. - Теперь это нечто скорее символическое: флаги, футболки, транспаранты. Это уже кое-что, но, очевидно, еще предстоит проделать долгий путь".
Юдина не ожидает сильных проявлений расизма на ЧМ-2018, так как в России есть традиция проявлять себя с лучшей стороны при проведении международных мероприятий. Глава оргкомитета Алексей Сорокин заверил: расширенная работа полиции и отслеживание властями самых агрессивных фанатов, которых называют "ультрас", почти наверняка "сделают турнир безопасным и комфортным для всех".
"Но есть более важная проблема: насколько безопасно будут чувствовать себя футболисты и болельщики, когда "прожектора" ЧМ не светят?" - пишет автор. По его словам, предвзятость наблюдается в российском футболе на всех уровнях.
Тед Нтирубуза, играющий за "Солярис", родился в России, но кожа у него темная (его отец - бурундиец). Он говорит, что впервые столкнулся с расизмом в 7 лет, когда его начали дразнить другие мальчики. С годами он почти перестал замечать расистские эпитеты.
"Он добавил, что футболисты всех рас просто мирятся с тем фактом, что многие ультрас используют расистские кричалки", - пишет автор.
Кидание бананов на поле и обезьяньи крики - распространенные расистские дразнилки "в России и других странах Европы", как выражается Сэм Борден. Иностранцы почти всегда находят такие инциденты оскорбительными, а российские чиновники часто преуменьшают их значение.
Многолетний болельщик московского "Спартака" Евгений Селеменев говорит, что все еще есть интернет-магазины, где ультрас могут купить одежду с нацистской символикой, но фанатские сообщества в последние годы ограничивают использование откровенно-расистских или фашистских баннеров.
"Селеменев и другие также утверждали, что западные СМИ не уделяют пристального внимания эпизодам расизма в футбольных лигах других европейских стран, в отличие от происшествий в России", - говорится в статье.