Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 октября 2003 г.

Ким Мерфи | Los Angeles Times

Выборы в Чечне: нет иксов, нет надежд

В Чечне вот-вот состоятся выборы. Об этом говорят, в частности, и рекламные предвыборные плакаты, которыми оклеен Грозный. Почти все эти плакаты призывают голосовать за одного кандидата.

"Чистые помыслы, сильная власть", - гласит один из них, изображающий Ахмада Кадырова в классической меховой чеченской шапке. На других текст еще проще: "Кадыров. Наш президент".

Огромный плакат с изображением бывшего мусульманского проповедника висит даже над штаб-квартирой одного из шести его соперников, Николая Пайзулаева. Как говорит пресс-секретарь Пайзулаева, сначала предполагалось, что это здание займет Кадыров. Когда в него въехала команда Пайзулаева, было решено плакат "просто оставить на месте".

На официальном чеченском телеканале эфирное время купил только один кандидат - внимание, сюрприз! - Кадыров, хотя директор телеканала Бислан Халадов хвастается: "У нас самое дешевое эфирное время в России".

В рамках плана Владимира Путина по прекращению многолетней войны республики за независимость - на этот раз с помощью избирательных бюллетеней, а не танков - за пост президента в Чечне "борются" семь человек. У шести кандидатов нет никаких шансов добиться тех преимуществ, какие есть у Кадырова: у них нет плакатов, на которых президент Путин пожимает им руку.

Главная драма выборов, которые состоятся в это воскресенье, заключается в ловкости, с которой назначенный Кремлем администратор Чечни движется к президентству.

В августе Бислан Гантамиров, министр печати Кадырова, заявил, что его босс получил бы менее 5% голосов избирателей, "если бы людей не принуждали голосовать за него" (многие чеченцы боятся сил безопасности Кадырова больше, чем российскую армию).

Три недели спустя Гантамиров был уволен, а грозненский телеканал, который он основал, был окружен вооруженными силами безопасности. По новым опросам общественного мнения, Кадыров получит на выборах более половины голосов.

"Театр абсурда"

Если и были какие-то сомнения, то они испарились 11 сентября, когда один из двух самых опасных конкурентов Кадырова согласился принять предложение о работе в качестве советника Кремля, а второго исключил из предвыборной гонки Верховный суд Чечни.

"После этого выборы, с самого начала бывшие фарсом, превратились в настоящий театр абсурда", - отмечает Людмила Алексеева, председатель московской Хельсинкской группы, организации по защите прав человека, которая объявила, что в числе прочих международных организаций отказывается наблюдать за выборами.

Но в этой республике, истерзанной насилием и разрухой, многие чеченцы верят в то, что голосование может быть единственным способом вырваться из войны - если только прийти на избирательные участки им не помешает обещание чеченских боевиков сорвать выборы всеми доступными им средствами.

"Я буду голосовать за Кадырова! - провозглашает житель Грозного Гамзат Батаев с широкой улыбкой. - Если, конечно, смогу в целости добраться до избирательного участка. Если меня не похитят или не убьют по дороге, или не взорвут избирательную урну".

Россия отчаянно пытается поставить точку в шестилетнем конфликте в этой богатой нефтью кавказской республике. Уже дважды с 1994 года Москва пыталась подавить стремление Чечни к независимости, но в итоге столкнулась с партизанской войной и ширящейся волной терроризма, в результате которой этим летом в разгар туристического сезона Кремль был вынужден закрыть Красную площадь для общественного посещения.

Прошлой весной в ходе референдума в Чечне была одобрена идея о Чечне как о части России с широкими автономными правами. Следующий шаг в плане Кремля - это благословить дружественное ему правительство в Грозном, которое, надеется Москва, позволит ей передать контроль над республикой силам чеченской милиции и вывести 42 тыс. военнослужащих уже в начале следующего года, ко времени старта предвыборной президентской кампании.

"План простой, - заявил Путин во время встречи с американскими журналистами. - Мы исходим из того, что выборы президента Чечни - это очень важный этап, потому что появится легитимная фигура, в руках которой должны быть сосредоточены все рычаги власти, в том числе и органы правопорядка. Федеральный центр и федеральные силы все меньше и меньше будут вмешиваться в правоохранительную сферу".

План основан на сомнительном предположении о том, что по мере улучшения экономической ситуации три тысячи боевиков, которые до сих пор контролируют большую часть дикого и гористого юга Чечни и еженедельно убивают полдесятка российских солдат, окажутся под каблуком, так как лишатся потенциальных "новобранцев". Также этот план не учитывает широко распространенного убеждения, что война длится так долго из-за коррупции в российской армии, представители которой наживаются на нефтяных сделках и поставках оружия боевикам и хотят ее продолжения.

Действительно, многие россияне опасаются, что, поддерживая Кадырова, который еще три года назад был боевиком, и позволяя ему формировать собственные силы безопасности, Кремль сеет зерно конфликта между кадыровской гвардией и боевиками. Также вполне вероятно, что силы Кадырова решат снова перейти на сторону боевиков и сражаться с Москвой.

"Для меня до сих пор остается загадкой, почему Кремль выращивает эту новую силу, с которой однозначно придется бороться с оружием в руках. В этом нет никакого сомнения, - говорит Анна Политковская, российский аналитик, на протяжении многих лет пишущий о Чечне. - Кремль создает ситуацию, в которой третья чеченская война будет просто неминуемой".

Сегодня Грозный - это сплошные руины. До войны в столице проживало 400 тыс. человек. Половина из них уехала. Отсутствуют наземные телефонные линии, водные запасы загрязнены нефтью, на улицах и в домах мин столько, сколько нет ни в одном другом месте на Земле. В сумерках жители запирают свои дома, солдаты отступают в укрепленные крепости, и ночь полностью принадлежит несущимся на огромной скорости автомобилям с неизвестными пассажирами.

Полная разруха

По сравнению с разрухой в Грозном, ставшим объектом самого свирепого наступления на европейский город со времен Второй мировой войны, Бейрут и Сараево выглядят нетронутыми. В 1994 году целью бывшего президента России Бориса Ельцина было удержать Чечню с ее нефтью, не давая ей отсоединиться, на фоне хаоса, наступившего после распада Советского Союза.

В 1996 году российские войска, втянутые в городские бои с хорошо вооруженными, хитрыми и стойкими боевиками, были выведены, однако три года спустя, после того как чеченские боевики вторглись в соседний Дагестан, война возобновилась.

Сегодня, проведя 20 минут в поездке по Грозному, можно встретить только горсточку уцелевших строений. У жилых зданий не хватает верхних этажей, кусков бетона в боковых стенах, выбиты все окна. Откуда-то из глубины руин виднеется тусклый свет. По улицам рыщут стаи искалеченных псов.

На ключевых перекрестах установлены КПП, предупреждающие, что солдаты застрелят любого, что подойдет ближе чем на 10 ярдов. Многие из КПП стали жертвами обстрелов и взрывов.

"Я страшно боюсь приближающихся выборов, - поделился один молодой российский солдат, охраняющий военный лагерь. - Мне осталось служить всего 17 дней, и сама мысль о том, что что-то может случиться и мне придется остаться здесь, пугает меня. На самом деле, нам все равно, кто победит, главное, чтобы нам не пришлось снова воевать. Но я здесь уже полтора года, и, скажу вам, это обреченное место. Кто бы ни пришел к власти, здесь ничего не изменится".

58-летняя Сайнет Мачигова говорит, что ее жизнь немного улучшилась, однако ее семья до сих пор перебивается на 33 доллара в месяц. Сайнет живет надеждой - надеждой на то, что к ней вернется сын, арестованный три года назад российскими властями. "Они арестовали его на рынке, куда он пошел купить сигарет, - рассказывает она. - Я пыталась его искать. Милиционеры, арестовавшие его, говорят, что проверили его документы и отпустили. Но домой он так и не вернулся".

"Странные вещи происходят с людьми в эти дни", - замечает она после минутного молчания.

Аналогичные истории могут рассказать тысячи семей. В исчезновении людей чаще всего обвиняют охранников Масхадова.

В пятиэтажном центре для возвращающихся беженцев в каждой комнате живут по 16 человек. Большинство из них проголосовали бы за Сайдуллаева, популярного бизнесмена, которого Верховный суд исключил из предвыборной гонки в прошлом месяце.

"Самое худшее со мной уже произошло. Я похоронила своих детей, - говорит Таиса Тайповал, в 1999 году потерявшая 17-летнюю дочь и 23-летнего сына, которые погибли, когда в их дом в Грозном попала бомба. - Кадыров, может, и хороший. Но до сих пор мы не видим ничего, кроме стрельбы и убийств".

В штаб-квартире Кадырова руководитель его предвыборной кампании Таус Джабраилов говорит, что чеченский администратор легко победит на выборах, ибо общество знает, что он - единственный, кто может принести стабильность.

Он отмечает, что даже сейчас ситуация в Чечне значительно улучшилась по сравнению с прошлым. "Если мы сравним то, что происходило здесь в 2000 и 2001 году, и то, что происходит сейчас, это небо и земля, - подчеркивает он. - Люди могут ездить по чеченской республике. Республика живет в мире".

Соперники Кадырова оптимизма не теряют. "Я тверд. Может быть, не сегодня и не завтра, но после выборов - я уверен на 100% - у нас будут другие реалии жизни", - заявил Кудуз Садуев, заместитель генерального директора "Грознефтегаза" и кандидат в президенты.

"Нет, шансы у нас неравные. Нет, возможности у нас неравные. Но такая сейчас в республике ситуация, - добавляет Хусейн Бийбулатов, бывший заместитель премьера Чечни. - Существует опасность. Появляются угрозы. Под угрозой - жизни родственников и сторонников. И все об этом знают. Но мы не можем не проводить эти выборы. Мы должны положить конец таким условиям. Мы сознательно берем на себя риск. Потому что, если мы не проведем выборы, пусть даже в таких условиях, эта война будет продолжаться еще 10 лет".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru