Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 октября 2003 г.

Джулиус Стросс | The Telegraph

Толпы скорбят о победе Ельцина

Сегодня, через десять лет после того, как российские войска штурмовали парламент, удерживаемый коммунистами, тысячи москвичей соберутся на митинги, чтобы вспомнить не о победе демократии, а о неудавшейся попытке государственного переворота.

Ни один из сторонников первого в стране демократически избранного президента Бориса Ельцина на митингах не появится. Многие из тех, кто его поддерживал, сегодня оглядываются на время его правления с содроганием.

53-летняя Надежда в день сражения работала в Кремле уборщицей. "Тогда я в последний раз приветствовала Ельцина и демократию. Я и не догадывалась, что в ближайшие годы он оберет нас до нитки", - сказала вчера она, и к ее словам могли бы присоединиться многие.

На Западе обстрел Ельциным российского Белого дома изображали как неизбежное зло в борьбе против коммунистов, которые не останавливаются ни перед чем в своем стремлении отобрать власть у еще не оперившейся демократии после почти столетия тоталитарного правления.

В России Ельцина помнят как слабого коррумпированного лидера, правление которого характеризовалось грабительским капитализмом, экономическим крахом и политической неразберихой.

Проведенный на этой неделе опрос общественного мнения показал, что две трети респондентов возлагают вину за то, что страна оказалась на грани хаоса, на него и его предшественника Михаила Горбачева.

"Что хорошего нам это принесло? - спросил 43-летний Николай, сажавший цветы у Белого дома, где сегодня размещается российское правительство. - Мы превратились в страну, где есть несколько богачей, а все остальные живут в грязи и бедности".

У Алексея Куренкова другое мнение. Он работает напротив Белого дома в "Кафе 317", любимом месте встреч деловой и политической элиты. На одной из стен висят портреты Че Гевары и президента Путина. 10 лет назад здесь была обычная советская закусочная.

В октябре 1993 года Куренков был моряком в Мурманске. Они ничего не знал о кровавой битве в Москве до демобилизации в декабре. Он сказал: "Если бы Ельцин не победил, вы бы сейчас не стояли в этом кафе. Здесь была бы какая-нибудь государственная булочная. Я не жалуюсь, моя жизнь изменилась к лучшему. Может быть, Ельцин действовал незаконно, но тогда ведь настоящих законов не было".

Той осенью в московских боях погибло как минимум 160 человек. Бои, в том числе печально известные кадры, когда танки T-80 с близкого расстояния стреляют по зданию парламента, российское телевидение и многие зарубежные станции показывали в прямом эфире. Это была последняя схватка не на жизнь, а на смерть между Ельциным и коммунистами, занявшими здание тогдашнего Верховного совета.

Когда Ельцин распустил парламент, они забаррикадировались в здании, окруженном сотнями вооруженных головорезов и телохранителей. 3 октября они двинулись на штурм Останкинского телецентра, где были остановлены огнем, который открыли сотрудники спецслужб. На следующее утро, после яростных споров, длившихся всю ночь, Ельцин послал танки и разгромил мятеж.

Москвичи радовались, когда его лидеры оказались в Лефортовской тюрьме. Но последующие события были не столь популярными. Президент раздал заманчивые правительственные контракты своим союзникам, стремясь консолидировать свои доходы. В частности, он распределил огромные куски собственности между поддерживавшими его олигархами.

Борис Макаренко из Центра политических технологий отметил: "Нельзя винить Ельцина во всех бедах 90-х годов. Но в октябре 1993-го многие россияне, безусловно, потеряли веру в институт президентства".

Источник: The Telegraph


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru