Это была мелочь, но для Ашота Петяна грибы олицетворяют столкновение культур в его межнациональном браке.
"В прошлое воскресенье я пришел домой, а дети сказали: "Мамы нет дома". Она оставила записку: "Я уехала за грибами", и мне пришлось готовить обед, - сказал Петян. - В Армении это была бы маленькая трагедия".
Петян вырос в Армении, где традиционно считается, что женщина должна сидеть дома и заботиться о муже. Но в юности Петян переехал в Россию, затем женился на русской девушке Светлане.
Иммиграция из государств Центральной Азии и Северного Кавказа растет, поскольку путешествовать стало легче, а экономический спад во многих республиках бывшего СССР гонит мужчин в Москву и другие российские города на поиски работы. Многие из этих молодых людей, подобно Петяну, женятся на русских.
Иммиграция и смешанные браки в буквальном смысле меняют лицо Москвы. Эта тенденция беспокоит многих русских, которые говорят, что когда-нибудь станут меньшинством.
В 1912 году чуть больше 95% москвичей были этническими русскими, или "белыми" русскими. К 2000 году количество русских в Москве упало до 89%, а к 2025 году, возможно, сократится до 73%, говорит Ольга Курбатова, специалист по межэтническим бракам из Института общей генетики.
По данным на 1995 год, межэтнические браки составляют около 22% всех браков, заключаемых в России. Более свежие цифры должны появиться в этом году, после подведения итогов прошлогодней переписи населения.
Браки являются результатом подлинного романтического чувства, а иногда стремления легализоваться: получить необходимые документы, дающие мужчинам право жить и работать в Москве.
Для женщин иммигранты привлекательны. Они пользуются репутацией трезвенников, что дает им преимущество в стране, где водка является национальным бедствием, а среди мужчин свирепствует алкоголизм.
Александр Белов, возглавляющий московское Движение против нелегальной иммиграции, хмурится, когда слышит о смешанных браках. Его организация добивается от правительства принятия более жестких законов, направленных на предотвращение иммиграции и подразумевающих наказание или депортацию для тех, кто приезжает в Россию нелегально.
"Скоро мы сможем читать о русских только в учебниках истории", - сказал Белов, отметив, что у иммигрантов из Средней Азии и с Кавказа обычно больше детей, чем у русских.