Три важнейших политических события последних трех недель в России - смена премьера, перетасовка кабинета министров и, наконец, решение президента возглавить избирательный список "Единой России" - все говорят об одном: в стране есть всего один реальный политик, и зовут его Владимир Путин.
Путин, судя по событиям этих трех недель, почитает доблестью государственного деятеля его способность готовить важнейшие политические решения в обстановке полной секретности. Путин любит ставить своеобразную "дымовую завесу" вокруг таких решений, намеренно запуская всевозможные слухи и давая утечки информации в прессу, которые вскоре оказываются чистой "дезой".
Накануне отставки премьер-министра Михаила Фрадкова и назначения на этот пост Виктора Зубкова некий высокопоставленный сотрудник администрации президента сообщал многим журналистам, что назавтра Путин назначит новым премьером первого вице-премьера Сергея Иванова.
Вспомним, как целую неделю перед объявлением нового состава кабинета министров ходили слухи о предстоящих многочисленных отставках, слиянии и разделении министерств и прочих грандиозных переменах в правительстве.
Вспомним, как в прошлую пятницу появилась информация со ссылкой на осведомленные источники в руководстве "Единой России", что первая тройка партии будет выглядеть так: Иванов, первый вице-премьер Дмитрий Медведев и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Потом наступила, как всегда, эффектная концовка: президент неожиданно, словно наслаждаясь тем, что застал всех врасплох, сообщил о принятом решении. И вновь оно оказалось не тем, которого ждали от президента.
Теперь зададим себе несколько гипотетических вопросов.
Может ли Путин уйти в отставку досрочно, после парламентских выборов? Да, может. Этот маневр позволит Путину как лидеру "Единой России" - которая, несомненно, одержит внушительную победу - стать председателем Государственной думы.
Может ли президент по окончании своих полномочий занять пост премьер-министра нового правительства, которое будет опираться на парламентское большинство "Единой России"? Да, может.
Может ли Путин внести такие поправки в конституцию и другие законы, чтобы в результате полномочия премьер-министра существенно возросли? Может, хотя тут вероятность мала. К внесению изменений в конституцию и конституционные законы Путин относится трепетно: ему явно очень хочется, чтобы смена власти в стране произошла без сучка и задоринки, без откровенных нарушений буквы закона (но не духа). Путин не любит, по его собственному выражению, чтобы "уши торчали", то есть внешне все должно быть в строгом соответствии правилам. Но бывает, что Путин действует и не по правилам. Вспомним, как после Беслана были отменены прямые выборы губернаторов.
Может ли Путин выдвинуть своим преемником на посту президента только что назначенного премьер-министра Виктора Зубкова? Может.
Может ли он оставить Зубкова премьером, а в президенты выдвинуть кого-то другого? Путин может запросто выбрать любого. Особенно после того, как так называемая политическая элита превознесла мудрость и правильность назначения Зубкова. Бюрократы в окружении Путина облегчили ему принятие решения поддержать на пост президента кандидатуру любого чиновника из своего ближайшего окружения.
Может ли Путин вообще отказаться назвать какого-то одного преемника, предоставив нескольким членам своей "команды" возможность вступить во вполне серьезную, хотя и вовсе не потешную предвыборную борьбу? Он может поступить и так.
Может ли он не становиться ни президентом, ни премьером, а ограничиться необременительной должностью председателя Комитета по подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи? Такое тоже возможно.
Как он поступит в действительности?
Об этом не знает никто. Вполне вероятно, что даже у самого Путина нет окончательного решения, кого назначить на роль преемника. Но зато мы знаем, какие решения уже приняты, и кое о чем можем судить.
Во-первых, Путин явно собирается держать свое окружение, политическую элиту, средства массовой информации и всю страну в напряжении и неведении максимально долго, тем самым избегая превращения в "хромую утку".
Во-вторых, он выстраивает замысловатую систему сдержек и противовесов на период после мая 2008 года, когда в России будет приведен к присяге следующий президент.
В-третьих, гипотеза о том, что Путин устал и мечтает после мая 2008 года насладиться частной жизнью, не подтверждается. Даже если его заявление в понедельник о готовности в будущем перейти на пост премьер-министра - это всего лишь отвлекающий маневр, он совершенно не производит впечатления человека, уставшего от бремени власти. Напротив, он просто купается в сильной власти, которую создал для себя.
Конечно, достоверной информации о реальных планах президента нет ни у кого - все больше слухи, сплетни, утечки - настоящие и специально организованные. Но последние события подтверждают то, что мне приходилось слышать от кремлевских инсайдеров: ни о чем другом Путин не размышляет так увлеченно, как о двух вещах: о том, как остаться самым влиятельным политиком в стране, уйдя со всех постов; или о том, как вернуться на пост президента России.
Сегодня, спустя почти восемь лет после того, как впервые прозвучал вопрос "Who is Mr. Putin?", можно с уверенностью сказать, что президент России - крайне амбициозный человек, всерьез думающий о своем месте в истории. Ни один государственный деятель не сумел остаться масштабной политической фигурой, утратив власть. Ни один высший руководитель страны не сумел вернуться к власти, будучи отстраненным, или добровольно уйдя в отставку.
Теперь представьте себе, как ласкает самолюбие Путина мысль о том, что в 2012 году он вновь будет председательствовать в "большой восьмерке", самом престижном в мире политическом клубе. К тому моменту у власти уже может не быть ни одного из тех лидеров, что присутствовали на последнем саммите G8. А он, Путин, снова будет там, в высшей мере наслаждаясь своей ролью дуайена, маститого международного дипломата со всеми привилегиями, сопутствующими этому статусу.
Нет, похоже, все-таки те, кто предрекал уход Путина на заслуженный отдых, сильно поторопились.
Евгений Киселев - политический аналитик.