Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 сентября 2007 г.

Майкл Макфол | Los Angeles Times

Новая Россия, новая угроза

Кремль поигрывает мускулами и переосмысливает свою роль в мире: сотрудничество с Западом перестало быть его целью

17 августа президент России Владимир Путин объявил, что десяток стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев при поддержке самолетов поддержки и самолетов-заправщиков будут нести постоянное дежурство в воздухе. Их задача - защищать территорию России. От кого?

Путин не назвал противника, из-за которого после 15-летнего перерыва были возобновлены эти полеты. Но лишь одна страна, кроме России, имеет такие же возможности в воздухе - США.

Круглосуточное дежурство бомбардировщиков - лишь одно из проявлений демонстрации российской военной силы за последнее время. В прошлом месяце Путин возглавлял проводившиеся в России совместные военные учения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества - нового клуба авторитарных и полуавторитарных режимов, среди которых Китай и большинство бывших советских среднеазиатских республик.

Кроме того, в августе грузинские власти сообщили о проникновении самолетов российских ВВС в воздушное пространство Грузии и запуске ими ракеты по радару министерства обороны. Ракета не взорвалась. А ранее в этом же году российский лидер утвердил семилетний план перевооружения стоимостью 200 млрд долларов, в рамках которого предполагается закупка самолетов, ракет и кораблей.

Может ли холодная война незаметно вернуться?

К счастью, нет.

Должны ли США быть обеспокоены новой российской угрозой?

Да.

Заняв пост генерального секретаря КПСС, Михаил Горбачев сразу начал предпринимать шаги для преодоления изоляции СССР и интеграции страны с западным миром. Он вывел советские войска из Восточной Европы, подписал договоры о контроле над вооружениями, кардинально сократил советские ядерные арсеналы и позволил гражданам СССР выезжать на Запад. Последовали основательные результаты: закончилась холодная война.

На протяжении 90-х президент Борис Ельцин в своей внешней политике продолжал преследовать сходные цели с еще большим напором. Он стремился войти в западные многосторонние организации, такие, как "большая семерка", Всемирная торговая организация, Евросоюз и даже НАТО.

Наследник Ельцина, Путин, тоже поначалу заигрывал с Западом. Эта политика получила дополнительный импульс после событий 11 сентября, когда Путин однозначно поставил Россию на сторону Запада во всемирной борьбе против терроризма.

Но сегодня интеграция с Западом больше не является целью российской внешней политики. Вместо этого Путин пытается противопоставить силы России и других стран силам Запада и в особенности США. Возобновление дежурства стратегических бомбардировщиков, проведение совместных с другими странами военных учений и запугивание союзников США, как, например, Грузии, - все это отражает коренные перемены во взглядах Кремля на мировую политику и представляет новую угрозу международному влиянию США.

Откуда этот поворот?

Во-первых, Путин возродил в стране авторитаризм, ослабив силы региональных лидеров, независимых СМИ, обеих палат парламента, независимых политических партий и гражданского общества. В то же время он увеличил влияние ФСБ, наследницы КГБ, на власть в России и самовольно политизировал такие государственные учреждения, как суды, налоговую инспекцию и милицию. Путинский режим также сильно затруднил деятельность американских бизнесменов и неправительственных организаций в России. Поскольку отход России от демократических ценностей становится причиной все больших противоречий с Западом, Москва, в свою очередь, видит все меньше смысла в сотрудничестве с НАТО, Евросоюзом и США.

Во-вторых, поскольку Россия отошла от западных стандартов управления в сторону авторитаризма, Путин и его правительство все настойчивее изображают США как основного противника России. Из эфира российских государственных каналов американцы с крайним удивлением для себя могут узнать, что США окружают Россию военными базами, разжигают в соседних с Россией странах проамериканские революции и захватывают принадлежащие России природные ресурсы.

У президента Буша, разумеется, есть более неотложные проблемы в сфере безопасности, чем снова затевать с Россией соревнование в Средней Азии, Грузии и на Украине. Но Кремль снова нуждается во враге, и поэтому прежние российско-американские усилия по сотрудничеству - будь то совместные инвестиции в нефтяную промышленность, организация американских баз в Средней Азии для борьбы с общим противником, "Талибаном", или строительство совместной системы ПРО - все это представляется антагонистическим соревнованием Москвы и Вашингтона.

Время от времени Путин сам разоблачает эти американские "козни". Так, в апреле он предупреждал: "Растет поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела... Не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны". В мае Путин заметил, что угроз России со стороны Запада "не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена Третьего рейха, все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат".

Наконец, самоуверенность России подстегивается и слабостью Америки. В 90-е, когда США остались единственной бесспорной сверхдержавой, Россия вследствие развала СССР и последовавшего за ним экономического упадка выглядела неубедительно. Сегодня же, утверждают в Кремле, все изменилось. Америка увязла в бесплодных войнах в Афганистане и Ираке, она уронила свой статус в глазах международного сообщества как страна, которая, ни с кем не считаясь, вмешивается в чужие дела и попирает права человека.

Напротив, Россия кажется себе самой более сильным и достойным уважения государством. До тех пор, пока действует база в Гуантанамо, а потери среди гражданского населения Ирака растут, непрерывные претензии США по поводу разрушения демократии в России не найдут понимания ни у российской элиты, ни у простых граждан этой страны. В ответ российское руководство указывает на огромные вливания иностранных инвестиций, славную победу России в борьбе за Олимпиаду-2014 и продолжающиеся заигрывания Буша с Путиным как на доказательство правильности своей позиции: в международной политике главное - не демократические ценности, а грубая сила.

Вероятность непосредственного военного столкновения между Россией и США крайне мала. В то же время автократичная и настроенная против Запада Россия представляет собой серьезную угрозу для Америки и ее союзников. Россия при Путине продает военную технику Сирии, Ирану, Китаю и Венесуэле. Она поддерживает разработку ядерных технологий в Иране и препятствует независимости Косово. Она отключала газ Украине, ввела экономические санкции против Грузии и развязала кибервойну против Эстонии, участницы НАТО. Если Россия не будет ограничена западными ценностями, институтами и общественным мнением, у нее может возникнуть соблазн перейти к еще более провокационным действиям; например, использовать военную силу с целью отстоять независимость Абхазии от Грузии.

Майкл Макфол - научный сотрудник Гуверовского института и профессор политологии в Стэнфордском университете

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru