У западного альянса есть враг
Храбрый, дерзкий, рискованный! Эти эпитеты определенно применимы к Джону Маккейну и его выбору губернатора Аляски Сары Пейлин в качестве кандидата в вице-президенты. Но, по иронии судьбы, эти слова также описывают Владимира Путина и ответные действия России в Грузии. И, как и на войне, храбрость, дерзость и риск способны обернуться и катастрофической неудачей, и медалью.
Путина мы осуждаем. Но задумайтесь, что сделал Путин для нас. Одним махом Путин, возможно, единолично выручил Европу, Америку и, конечно, НАТО вместе взятые. Никто на Западе, от Джорджа У.Буша до Николя Саркози, не смог достичь подобного успеха.
До российского вторжения в Грузию Европа, США и НАТО дрейфовали без руля и без ветрил в постсоветской эре, в отсутствие каких бы то ни было преобладающих или объединяющих угроз, для отпора которым потребовалось бы сплотить страны свободного мира. Стараясь удержать западный альянс от распада, администрация Буша пыталась использовать в качестве стратегических эрзацев и запасных угроз 11 сентября, глобальную войну с террором и демократизацию авторитарных государств. Первое повлекло за собой ввод войск НАТО в Афганистан, где ситуация день ото дня ухудшается, порождая сильнейшие центробежные силы, способные разорвать альянс. А остальные два были твердо отвергнуты значительной частью Европы.
Большинство скажет, что признавать за Путиным какие-либо заслуги - это безответственно. Влад сделался не только вспыльчивым и ершистым в отношениях с Западом. Теперь он держится откровенно враждебно и представляет опасность. Вне зависимости от того, кто кого спровоцировал, российское наступление вглубь Грузии воспринимается здесь как расчетливая чрезмерная реакция с откровенным использованием избыточных сил для утверждения политической идеи - дескать, с Москвой шутки плохи. Что же касается "аннексии" Южной Осетии и Абхазии, она напомнила многим агрессию Гитлера в 1930-е годы.
Но именно на этих основаниях Путин заслуживает медали. НАТО уже выдохлось. Созданное в 1949 году в качестве военного альянса в противовес реальной военной угрозе, исходившей от СССР, после распада "империи зла" без малого 20 лет назад НАТО безуспешно пыталось найти себе новое предназначение. Операция в Афганистане оказалась НАТО не по зубам - многие европейские государства-члены задумались о том, как бы сократить свои потери от нее.
Тем временем западная оборонная промышленность оказалась в отчаянном положении. Борьба с повстанцами и террористами - совсем другое дело, чем противостояние общей мощи Красной Армии. В нашу эпоху "ассиметричной" войны с бойцами-одиночками или малочисленными отрядами, а не с армейскими соединениями и флотами, имеющими четкие контуры, нужны вовсе не истребители-бомбардировщики F-22 "Стелс", танки M-1 и атомные подлодки. Факт тот, что выделение громадных средств на дорогостоящее вооружение не особенно требуется, когда нужно отлавливать боевиков "Аль-Каиды" по пещерам, выявлять в толпе террористов-смертников или создавать в далеких странах институции, являющиеся фундаментом миролюбивых и процветающих социальных систем. По этому вопросу о планировании на будущее в Пентагоне возникли большие разногласия. Какую долю сил и средств следует направить на так называемые "малые войны" типа Ирака и Афганистана, а какую - на "большие", против таких "равных конкурентов", как Китай и Россия, войны, где традиционные армии сражаются с такими же армиями? Толкового ответа не было ни у кого.
Путин разрешил эти дилеммы. Нападение России на Грузию не только вызвало из небытия дух новой холодной войны. Европу вынуждают пересмотреть ее отношение к России, открытой защите территорий, и, боже упаси, даже идее тратить больше денег на свои вооруженные силы.
И очень хорошо, поскольку теперь НАТО может вернуться к своему комфортному положению военного альянса, который существует для противостояния военной угрозе в Европе. Попрощаемся с необходимостью посылать экспедиционные корпуса в отдаленные и опасные края вроде Афганистана. Оборонная промышленность спасена - ее доходы больше не падают. А Пентагон может обойтись без бурных споров о том, к каким войнам готовиться - к большим или к малым.
В некой конторе, где изучаются представления к медалям, наверняка есть какой-нибудь вредный дядька, которому специально поручено выполнять функцию "адвоката дьявола", по той же модели, которая используется в Риме при рассмотрении заявок на канонизацию. Этому человеку для начала следует отметить, что население Западной Европы составляет около 350 млн, ВВП - без малого 15 триллионов долларов, а также имеются две ядерных державы. Вместе с 300 млн американцев и примерно таким же ВВП США на стороне Запада - 700 млн жителей и ВВП объемом примерно в 30 триллионов долларов, не говоря уже о сильнейших ядерных силах в мире.
Что до России - бедняжка! - ее население, составляющее 140 млн человек, убывает, ВВП составляет 5-6% от ВВП Запада, а еще у России есть общая граница с Китаем. Возможно, страна недружественная, но на настоящего врага она не тянет. Впрочем, не сбрасывайте Путина со счетов, ведь он предоставил Западу врага, в котором Запад не нуждается. А это в наши безумные времена, возможно, заслуживает медали?
Харлан Уллмен - колумнист Washington Times