Прославленный "охотник за нацистами" Симон Визенталь действовал не в одиночку, как принято полагать, а получал жалование от "Моссада", говорится в его новой биографии, на которую ссылается The New York Times.
Том Сегев, колумнист Haaretz и автор книги "Симон Визенталь: Жизнь и легенды", вышел на трех кураторов Визенталя в израильской разведслужбе. Кроме того, он смог ознакомиться с документами, которые заставляют подвергнуть переоценке ставшее общепринятым представление о том, что Визенталь работал в одиночку, а Израиль на государственном уровне не занимался поиском нацистов, кроме небольшого периода в 1960-х, когда был пойман Адольф Эйхман.
Доступ к архиву Визенталя, содержащему около 300 тыс. документов, Сегеву открыла его дочь, Паулинка Крейсберг, рассказал сам биограф в телефонном интервью The New York Times. В этих бумагах он обнаружил несколько имен, которые, как оказалось, принадлежат агентам "Моссада". Из беседы с ними стало ясно, что Визенталь работал сначала на политический отдел министерства иностранных дел Израиля, а впоследствии - собственно на "Моссад", пользуясь при этом кодовым именем "Теократ".
В этом качестве Визенталь отслеживал деятельность бывших нацистов в арабских странах, вел наблюдение за неонацистами и помогал разыскивать нацистских преступников. В частности, он принимал участие в неудачной операции по поимке Эйхмана на территории Австрии в 1948 году: тогда идеолога "окончательного решения еврейского вопроса" спугнул израильский агент.