Интернет стал надежным союзником всех тех, кто протестует против несправедливости и насилия, пишет Альберто Дентиче в материале, опубликованном в еженедельнике L'Espresso.
"Нам потребовались Pussy Riot, что вспомнить, что в России у свободы слова имеются границы? Чтобы изобличить хроническую аллергию Путина в отношении критики и правды, нам было недостаточно длинного списка убитых или пропавших без вести журналистов с тех пор, как новый царь возглавляет Кремль? Вам что-то говорят имена Анны Политковской и Натальи Эстемировой? Вне всякого сомнения, об убийствах и сопровождающих их процессах-фарсах не так просто рассказать в интернете, как, например, выложить на YouTube видео об озорной акции панк-исполнителей. Три участницы группы Pussy Riot, приговоренные к двум годам заключения, превратились в мировую икону борьбы за демократию. Мы понимаем, что музыка является мощным оружием, способным преодолеть языковые и культурные барьеры", - пишет издание.
"Песня - страшное изобличающее и неудобное оружие, прежде всего, в странах, где права человека и свобода слова стали табу по воле правящих режимов. В наше время любой незнакомец, выложив свой видеоклип на YouTube, может в мгновение ока стать мировой знаменитостью. Это относится и к песням протеста. И в этом смысле интернет превращается в обоюдоострое оружие. Тот, кто пытается при помощи музыки говорить о своей любви и о свободе, рискует заплатить за это дорогую цену. Трагически сложилась судьба алжирских певцов Шеба Хасни и Матуда Луне, зверски убитых исламистами из Фронта исламского спасения. С тех пор прошло 20 лет, но могущество музыки продолжает вызывать страх у многих. Не будем забывать, что и сегодня в Пакистане и Афганистане в зонах, контролируемых талибами, всего лишь наличие музыкального инструмента может стоить жизни. Даже слушание музыки превращается в грех, за который наказывают смертью: так случилось с 15 мужчинами и 2 женщинами, обезглавленными в Муза-Кала, на юге Кабула в прошлое воскресенье", - сообщает автор статьи.
"Amnesty International бьет тревогу: только в последние месяцы в тюрьмах оказались более десяти музыкантов. Но, по оценкам организации, имеют место десятки подобных случаев. Предлог всегда звучит одинаково: оскорбление религии, но мотивация всегда носит политический характер. Amnesty International приводит пример азербайджанского 24-летнего репера Али Джамаля, посаженного в тюрьму за участие в мартовской антиправительственной манифестации. Но певца арестовали лишь летом, в ходе фестиваля "Евровидение", за исполнение перед миллионами телезрителей песни о нарушении прав человека в бывшей советской республике. Через Skype из Берлина, где он сейчас находится, Джамаль рассказал, что его избили дубинками за то, о чем он рассказал в своей песне, и разрушили его дом", - пишет автор статьи.
YouTube, Facebook, My Space превратились в излюбленный инструмент передачи видеосообщений из любой части мира. Это так же понятно, как и то, что хип-хоп стал откровенным языком протеста. В Тунисе, Ливии, Египте, повсюду в исламском мире, где "арабская весна" пробудила стремление к демократии и социальной справедливости, реперы оказались на переднем крае борьбы", - отмечает автор статьи.
"В Иране, в Палестине, в Сирии представителям хип-хопа и музыкантам нетрадиционных направлений приходится особенно нелегко. Так, например, 22-летний сирийский репер, до последнего времени проживавший в Лондоне, предпочитал не раскрывать своего имени, поскольку часть его семьи все еще находится в Алеппо. Но достаточно посмотреть его видео, выложенные на YouTube, чтобы понять, что исполнитель обладает незаурядным талантом. На видео можно увидеть кадры массовых расправ, бесконечной бойни, устроенной армией Асада-"убийцы" в отношении своего народа. Певец решил присоединиться к революции. Он перешел границу с Турцией, вооруженный телекамерой, сотовым телефоном и компьютером, чтобы выстреливать в Сети другими шокирующими видео и новыми песнями. Чтобы мир помнил", - пишет автор статьи.