Надежда Толоконникова, лидер панк-группы Pussy Riot, в письменной форме ответила через своего адвоката на вопросы еженедельника Der Spiegel о системе Путина и своих планах на будущее.
"Я ни о чем не жалею. Я трезво оцениваю наше положение, вижу позитивные и негативные стороны. Подводя итоги, считаю, что судебный процесс против нас был важен по той причине, что продемонстрировал истинное лицо системы Путина. Эта система вынесла приговор сама себе, приговорив нам к двум годам лишения свободы, - при том, что мы не совершили никакого преступления. И это меня радует", - пишет Толоконникова.
У Надежды Толоконников подрастает дочь - в связи с этим корреспондент издания задает ей вопрос о том, не стоило ли более ответственно подходить к организации политической акции. "Я борюсь за то, чтобы моя дочь жила в свободной стране", - говорит Надежда. По мнению активистки, процесс над Pussy Riot был личной местью Путина - в таком случае никогда нельзя знать заранее, каким образом авторитарная система может отомстить.
Комментируя общественную реакцию на свои предыдущие акции, в том числе на групповой секс в музее имени Тимирязева - Надежда Толоконникова находилась тогда на 9-м месяце беременности - она ссылается на то, что оценивать их перформансы могут только художники, поскольку подобные акции являются современным искусством. Родители поддерживают ее борьбу, отмечает Надежда. "Мой отец не разговаривал со мной в течение двух месяцев после акции в Биологическом музее. И все потому, что я его не позвала туда - в качестве зрителя".
Целью группы Pussy Riot Толоконникова называет революцию. "Я люблю Россию, - подчеркивает она, - но ненавижу Путина". "Всемогущество Путина обманчиво. То, что оно небезгранично, очевидно точно так же, как и тот факт, что путинская пропагандистская машина преувеличивает влиятельность президента. (...) Как может уверенному в себе государственному лидеру прийти в голову таким образом поступить с тремя молодыми активистками от оппозиции?"
"Система Путина разваливается. Она не годится для XXI века, она больше напоминает первобытнообщинный строй и диктаторские режимы прошлого. Она не в состоянии объяснить того, почему трех политических активисток бросают за решетку только за то, что они использовали в качестве места проведения своей акции храм Христа Спасителя и бросили в адрес власти пару крепких словечек", - пишет Надежда Толоконникова, указывая на то, что их акции направлены против Путина и имеют антикапиталистический, а не антирелигиозный характер.
Отвечая на вопрос издания об образе современной русской женщины, Надежда Толоконникова, сама себя называющая феминисткой, пишет: "Русская женщина заблудилась между западными и славянофильскими стереотипами. К сожалению, до сих пор доминирует старый как мир образ женщины как хранительницы домашнего очага, которая без помощи мужа воспитывает детей. Этот образ культивируется РПЦ, которая делает из женщин рабынь, и путинской идеологией "суверенной демократии".
Комментируя призывы высокопоставленных представителей РПЦ помиловать Pussy Riot, Толоконникова указывает на то, что подобные заявления церковных иерархов запоздали. "Если эти призывы искренни - почему они не прозвучали до финала судебного процесса?" - задается она резонным вопросом.
"Мы хотим расшевелить ту часть общества, которая до сих пор демонстрировала политическую апатию и предпочитала (...) сидеть в удобном кресле. Сейчас мы видим раскол между властью и молчаливым большинством", - пишет Толоконникова.
Надежда Толоконникова без страха смотрит в будущее, два года из которого, скорее всего, ей придется провести за решеткой. "Не я, а власть должна бояться", - пишет она, отмечая, что ей неважно, чем закончится рассмотрение кассационной жалобы, поданной адвокатами Pussy Riot.