"Держатели советских облигаций, которые были впервые проданы в последний год правления Брежнева, получают во Франции то, чего они не могут добиться у президента Владимира Путина: деньги", - пишет The Washington Post.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге в прошлом месяце обязал Россию выплатить семидесятилетнему Юрию Лобанову из Ивановской области около 46500 долларов в качестве компенсации за облигации 1982 года, которые он держал, или сумму, примерно в 140 раз превышающую среднюю ежемесячную пенсию, сообщает автор статьи Скотт Роуз.
По данным издания, эти ценные бумаги - только часть суммы в 785 млрд долларов, что составляет примерно половину объема производства в масштабах всей страны, которые, как утверждает правительство, оно все еще должно гражданам за потерянные сбережения советских времен. Пока выплаты были приостановлены до 2015 года.
"Советская власть начала продавать облигации сроком в 20 лет по 25, 50 и 100 рублей в 1982 году, отчасти чтобы погасить предыдущие облигации, отчасти чтобы выжать наличные деньги из административно-командной экономики с небольшим количеством потребительских товаров", - излагает автор статьи историю облигаций.
Президент Борис Ельцин подписал в 1995 году закон, согласно которому государство должно было восстановить сбережения на банковских счетах и советские облигации, исходя из их покупательной способности на 1990 год. Всерьез выплаты начались во время первого президентского срока Путина, когда растущие цены на нефть привели к профициту бюджета, пишет Скотт Роуз. Однако долги по-прежнему сохраняются.
Немедленные выплаты всех потерянных сбережений будут означать, что "нечем будет платить зарплаты военным, врачам, учителям", цитирует автор слова Путина на встрече с региональными уполномоченными по правам человека в России.
По мнению Путина, план Минфина, состоящий в том, чтобы в первую очередь провести компенсации самым пожилым "пострадавшим", является лучшим подходом к проведению выплат.
"В 1997 году Россия оплатила царские облигации во Франции суммой в 400 млн долларов, что составило меньше 1% их покупательной способности за прошедшие 100 лет, с учетом процентов, - приводит издание слова главного экономиста Bank of America Merrill Lynch в Москве Владимира Осаковского. - В этом случае мы ожидаем урегулирования подобного же рода".
Государство превратило облигации 1982 года в "долговые рубли", увеличив их стоимость на 40%. В последний раз правительство оценило "долговой рубль" в 2003 году в 32,34 рубля по тогдашнему курсу - цифра, которую озвучил суд в ходе дела Лобанова, сообщает издание.
Самую большую ставку в деле выкупа брежневских облигаций сделал Артем Тарасов, прославившийся в 1989 году как первый легальный советский миллионер. Он стал совладельцем "Витас Банка", который был лишен лицензии в этом году после того, как попытался внести брежневские облигации, приобретенные на 3 млрд рублей, в капитал банка по номинальной стоимости, передает издание.
Алексей Симановский, первый заместитель председателя Центробанка, заявил, что лицензию "Витас Банка" отозвали, потому что его норматив достаточности капитала упал ниже необходимых 2%, а не из-за ценных бумаг, пишет автор статьи. "Это немного напоминает историю Золушки, когда тыква превращается в карету", - приводит издание комментарий Симановского.
"Россия, возможно, возобновит выплаты, только если группа, пользующаяся достаточным политическим весом, начнет их собирать", - говорит Салех Дахер, управляющий директор Turan, который инвестировал в советский коммерческий долг.
"Люди сделают на этом деньги. И я очень сомневаюсь, что многое из этого дойдет до пенсионеров или людей, которым они изначально принадлежали", - приводит издание мнение Дахера.