"Участники громких, сердитых и перешедших в насилие протестов этой недели против рассмотрения парламентом возможности предоставления большего самоуправления сепаратистским восточным областям Украины не замечают одного факта, который мало кто признает: в значительной степени мятежные регионы уже добились автономии, превосходящей ту, которую предусматривает предложенная реформа", - пишет Эндрю Э.Крамер в The New York Times.
"Как ни парадоксально, это может изменить ситуацию к лучшему, по мнению некоторых аналитиков, и даже оказаться первым шагом к окончанию боевых действий, которые уже унесли свыше 6,5 тыс. жизней и привели украинскую экономику на край пропасти", - отмечает журналист.
Опросы показывают, что украинцы решительно выступают против каких бы то ни было уступок мятежникам - и, как следствие, Путину. "Есть также признаки, что проблема автономии может дестабилизировать киевское правительство. К среде трое полицейских умерли от ран, полученных во время протестных акций, а правящая коалиция начала рассыпаться: из нее вышла одна из партий", - говорится в статье.
"Однако мятежные регионы уже ускользнули под контроль Москвы - не только с военной и политической точек зрения, но и с экономической: торговля сосредоточилась у восточной границы с Россией, и русский рубль стал главной валютой региона", - сообщает Крамер.
"Сепаратисты, уютно устроившиеся в своих анклавах, не проявляют особой готовности тем или иным образом воссоединяться с Украиной. Они создали собственные министерства и армии, они стали взимать налоги и платить пенсии, а бюджетникам - зарплаты", - пишет автор, напоминая, что Киев приостановил эти выплаты в прошлом году. "Мы склоняемся к Российской Федерации", - заявила министр экономразвития самопровозглашенной Донецкой народной республики Евгения Самохина.
Тяжелая артиллерия с обеих сторон затихла в последние дни. Это может быть отражением широкой сделки, которая служит интересам Путина, говорят аналитики.
Иван Лозовой, глава исследовательской группы "Институт государственности и демократии" (Киев), полагает: "Путин отказался от планов, связанных с серьезными военными действиями". "Путин стремится вернуть оккупированные территории [в состав Украины], но так, чтобы их лидеры или какие-нибудь представители вошли в украинский парламент, либо, как минимум, получили должности в местном правительстве", - сказал политолог. Таким образом, добавил он, российский президент получит довод в пользу отмены вредных для России экономических санкций и предъявит его западным правительствам.
Такая перспектива приводит в ярость бойцов добровольческих батальонов. "У воевавших на фронте есть чувство: за что же мы боролись, если сепаратисты получат свое?" - говорит Лозовой.
Автор статьи комментирует: "По словам аналитиков, этот печальный результат обусловлен не только военной и экономической мощью России. За решение перестать финансировать восток Киев должен винить не только Москву, но и себя".
Остается неясным, пройдут ли в Раде поправки, касающиеся автономии: это требует квалифицированного большинства в 300 голосов из 450, пишет Крамер, добавляя, что в украинском парламенте "ненависть к Путину и России часто ощутима".