Военный бюджет (около 75 млрд долларов) включает в себя статью "безопасность территории", поскольку операция "Свобода для Ирака" вписывается, с точки зрения администрации Буша, в его "войну с терроризмом". По мнению некоторых пацифистов, например, членов ассоциации Not in our name, две цели находятся в тесной взаимосвязи ? борьба против наступления в Ираке и борьба в защиту прав иммигрантов и личных свобод в США.
Министр юстиции Джон Эшкрофт, попросивший конгресс дать добро на этот "антитеррористический" бюджет, пояснил, что практика приглашения иракцев на "беседы" дала прекрасные результаты. Эмигранты охотно идут на сотрудничество, сказал он ? как и молодежь из "Свободных иракских сил", обученная США. "Приглашения" ФБР, таким образом, не вызвали такой негативной реакции, какую проявили иммигранты из Юго-Восточной Азии и арабских стран, тысячами вызываемые (иногда их держали под стражей) после событий 11 сентября. С тех пор ФБР пересмотрела публичный аспект своих действий: имамов приглашают обучать офицеров и побуждают их к диалогу? в тот самый момент, когда мечети взяты на учет.
Джон Эшкрофт не сдается, даже объявляя о том, что предпринятые меры уже позволили избежать более сотни терактов. Он максимально использует положения "Патриотического акта", принятого по горячим следам терактов 2001 года. Выяснилось, что он выписал уже 170 "чрезвычайных мандатов" (за 23 предыдущих года таковых было выписано всего 47) и что ФБР широко использует "письма безопасности", которые разрешают прослушивание разговоров и изъятие любых документов (финансовых, электронно-почтовых и пр.) на трое суток без разрешения суда.
А главное, Джон Эшкрофт не собирается на этом останавливаться. В 2005 году закон должен будет быть пересмотрен ? это небольшая уступка защитникам личных свобод: неудивительно, что министр уже стремится его улучшить, поясняет его пресс-служба, опубликовавшая недавно подробный черновой вариант "Патриотического акта-2".
Разработанный Вьет Динем ? правой рукой министра, ? этот документ позволит распространить на всех положения, касавшиеся до сих пор только иностранцев, в частности ? содержание под стражей без предъявления обвинения лиц, подозреваемых в терроризме. Впрочем, министр заверил своих соотечественников, обеспокоенных созданием прецедента, в том, что речь не идет о применении этих мер к американцам. В чем новизна? Безусловно, в открытии того факта, что в "спящих ячейках" в США были и американские граждане.
Законопроект устранит ограничения на надзор за религиозными и политическими институтами. Прослушивать разговоры и изымать частную документацию станет проще. Законопроект удлиняет список преступлений, карающихся смертной казнью. Он предусматривает также, что некоторые акты гражданского неповиновения могут караться лишением американского гражданства. (Это положение вызывает протест самых разных движений ? от консервативных до прогрессистских).
Законопроект прошел относительно незамеченным в горячке войны. Однако он не укрылся от внимания демократов, стремящихся отмежеваться во внутриполитическом плане от линии администрации Буша.