Реструктуризация "made in Texas", следуя учебникам Уолл-стрит, или же покупка "Аэрофлотом", что позволит Кремлю обзавестись авиакомпанией европейских масштабов: два сценария, касающиеся компании Alitalia, свидетельствуют о начале глобальной игры, в которой напрямую столкнулись американские и российские экономические интересы.
Техасцы, вступившие в игру, инвестиционный фонд Texas Pacific Group, имеют представительства на четырех континентах и союзников из MatlinPatterson Global Advisers и Mediobanca. Те, кто на Уолл-стрит знает техасцев, указывают на способность соучредителей Дэвида Бондермана, Джеймса Култера и Уильяма Прайса довести до конца "невыполнимые миссии", такую, например, как реструктуризация обанкротившейся Continental Airlines в 1993 году, но и операции более крупного масштаба: от приобретения Mgm в 2005 году вместе с Sony и другими фондами до прошлогоднего успеха на конкурсе по контролю над Univision, крупнейшей испаноязычной медийной компанией в Соединенных Штатах.
Через портфель фондов Техаса за последние 14 лет прошли операции с Ducati, J. Crew, Piaggio, Burger King и с другими предприятиями, а подтверждением интереса к воздушному сектору может служить операция, проведенная в Австралии в ноябре прошлого года, с созданием Airline Partners Australia: консорциума инвесторов, который стремится приобрести национальную авиакомпанию Qantas, в том числе, и благодаря поддержке Macquarie Bank.
Техасский сценарий, разработанный в альянсе с MatlinPatterson, предполагает возможное применение метода реструктуризации, аналогичного тому, что позволил Continental избежать худшего: были резко снижены расходы, чтобы немедленно начать возрождение и не терять ценных сегментов рынка в пользу конкурентов.
Ставка "Аэрофлота", поддержанная UniCredit, основывается, напротив, на открывающейся для российского миллиардера Александра Лебедева возможности усилить слабую авиакомпанию той, что станет первым важным приобретением за границей. Если за техасскими фондами стоит логика рынка Уолл-стрит, то за спиной Лебедева - владельца 30% акций "Аэрофлота" - виден силуэт Кремля. Его глава президент Владимир Путин намерен укрепить национальную авиационную промышленность, которая в настоящее время может рассчитывать на 180 самолетов (пассажирских и грузовых), в большинстве своем старых образцов, общего количества которых недостаточно для того, чтобы служить средством доступа в одну из самых крупных экономик планеты.
Когда агентство Блумберга обратилось к вечно ускользающему российскому миллиардеру с просьбой рассказать о намерениях консорциума, ответ был уклончивым. "Я в курсе того, что Alitalia переживает трудности", - сказал Лебедев и сопроводил эту фразу более конкретным утверждением, что "нетрудно взять на себя ответственность за банкрота". Иными словами, возможность есть, но пока неизвестно, удастся ли ею воспользоваться. "Аэрофлот" и Alitalia являются партнерами по SkyTeam вместе с Air France, Klm и Delta Airlines, и слияние двух компаний может позволить претендовать в этой группе на лидирующие позиции на этом перспективном рынке: связь между основными европейскими городами и некоторыми российскими населенными пунктами, где концентрируются западные инвестиции.
Не случайно Ховард Уилдон, аналитик Bgc Partners в Лондоне, отметил, что "возможное приобретение Alitalia "Аэрофлотом" может иметь смысл лишь в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить трансформацию российской компании и действительно европейское предприятие". При этом аналитик допускает, что преимущество не за техасскими фондами.
Также по теме: "Взлет" российского предложения по Alitalia" (La Stampa)