Важнейший вызов, стоящий перед главами стран-членов НАТО на сегодняшнем саммите, состоит в том, чтобы урегулировать отношения альянса с Россией, пишет Le Temps. Думается, сейчас никто не хочет новой холодной войны, однако настроения той эпохи сохраняются, не давая порвать с прошлым, отмечают Ален Делетрос и Гарет Эванс.
Российское вторжение на территорию Грузии в августе 2008 года, казалось бы, подтверждает тайные опасения НАТО о возможном усилении агрессивности "зверя с Востока": сложно не назвать чрезмерным ответ Москвы на события в Южной Осетии вне зависимости от меры ответственности президента Саакашвили за летние события, продолжают авторы статьи. "Реакция Запада, тем не менее, пострадала из-за отсутствия серьезной рефлексии, не лежит ли ответственность за новую агрессивную позицию России на нашей политике после распада СССР", - отмечает издание.
"В большинстве столиц стран-членов НАТО до сих пор недооценивают, насколько обижена Москва из-за расширения альянса за счет бывшего социалистического лагеря и экс-республик СССР, ставшего грубым ответом на великодушный вывод советских войск из Германии и Центральной Европы", - пишут авторы. Несмотря на уверения Запада в том, что все новые члены вступили в НАТО добровольно, большинство россиян считают альянс наступательной структурой, пытающейся окружить Россию вопреки обещаниям, данным Михаилу Горбачеву. НАТО стало удобной мишенью для российских националистов, разжигающих антизападные настроения у населения. "В нынешних условиях любое расширение в направлении российских границ, особенно на Украину и Грузию, будет неизбежно расценено всеми в России как недружественный акт, требующий ответа", - подчеркивает издание.
Лучший способ снять напряженность, по мнению авторов статьи, - признать, что "проблема расширения НАТО вызвана не тем, что альянс приблизился к российским границам, а скорее, тем, что он там остановился". В этой связи лидеры стран-членов должны четко заявить в Страсбурге, что НАТО - альянс свободных и суверенных стран, открытый для всех государств европейского континента, в том числе и для России, и тем самым поощрить Москву вступить в ряды организации - тогда, когда она сочтет нужным. Таким образом НАТО может достичь трех целей, говорится в статье. Во-первых, после такого заявления мяч окажется на российской половине поля, она будет вынуждена принять это предложение всерьез и сформулировать ответ. Во-вторых, снизится напряженность вокруг вступления Грузии и Украины в НАТО. В-третьих, националистически настроенные российские политики, открыто использующие НАТО для подрыва демократизации страны, окажутся в изоляции.
Такой подход был использован Международной кризисной группой в ходе частных бесед с высокопоставленными российскими чиновниками. Их реакция оказалась на удивление однородной и несколько шокирующей: по их словам, Медведев и Путин очень серьезно подумали бы над таким предложением, да и армия была бы не против. Для вооруженных сил присоединение к НАТО означало бы повышение уровня боеготовности и превращение в одну из самых современных армий мира. Для кремлевского руководства это стало бы подтверждением, что НАТО меняется в сторону организации "коллективной безопасности" и отказывается от "коллективной обороны" времен холодной войны.
Для альянса риск такого заявления ничтожен, продолжают свою мысль авторы статьи. Россия могла бы сказать: "Нет, спасибо", но тогда ей было бы сложно продолжать утверждать, что расширение НАТО направлено против нее. А в случае положительного ответа ей пришлось бы начать серьезную работу над тем, чтобы ввести демократический контроль над вооруженными силами и разведслужбами, столь необходимый и столь долгожданный для многих жителей России и Запада.
"Открыть двери НАТО для России Медведева - еще один этап, который имел бы глубоко положительные последствия для будущей стабильности в Европе и во всем мире", - заключают авторы статьи.