Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 февраля 2004 г.

Питер Лавелль | The Washington Times

Почему Путин сверхпопулярен?

Вне всякого сомнения, президент Владимир Путин пользуется огромной популярностью среди россиян. Еще меньше сомнений вызывает тот факт, что после мартовских президентских выборов он возвратится в свой кабинет. Однако популярность Путина отличается от популярности политиков в обществе западных демократий. Путинская слава строится не на политике, она даже антиполитична по своей сути.

В демократических государствах политики понимают, что личная популярность может сыграть ключевую роль в превращении их политической программы в законы. Они ревниво следят за опросами общественного мнения, чтобы определить, как лучше подать или закрутить свою политическую программу. Это получило широкое распространение и принимается в демократиях как должное и ожидаемое. Можно даже пойти дальше и сказать, что в демократических политических системах повышенное внимание к общественному мнению (неподдельное или показное) - это ядро процесса принятия политических решений.

Российский Кремль уловил это и использует для собственной выгоды, однако с совершенно иными целями и совершенно иными способами.

Запад неверно воспринимает путинскую популярность внутри страны, бесконечно ссылаясь на нее, однако это не имеет ничего общего с оценкой реального состояния российской политики.

Популярность Путина не стоит приписывать исключительно манипуляциям в СМИ. Причина успеха Путина заключается не в том, что Кремль контролирует СМИ, так как СМИ лишь отражают безукоризненно отполированное пиар-послание, которое хочет слышать большинство россиян.

Так какова же природа путинской популярности?

Уважение к лидеру, даже почти обожествление - это давняя традиция российской политической культуры. Для многих людей на Западе тот факт, что значительное число россиян сегодня с нежностью вспоминает о Сталине, - это загадка, порой это считают некой формой социального психоза. Но это не так. Сильный вождь - вот суть всей истории российской политической культуры. При оценке лидера моральные и этические аспекты почти не учитываются. Важнее всего результаты, реальные или воображаемые. Сейчас большинство россиян уверено, что сегодня страна живет лучше, чем до избрания Путина президентом.

Путин всегда стоит над политической схваткой. Никто и никогда не видел, чтобы он откровенно занимал чью-либо сторону во время политического конфликта. В то же время его пиарщики всегда стремятся к тому, чтобы Путин оказывался на стороне победителя в любом политическом противостоянии. Путинская популярность в некотором роде вуалирует реальную нестабильность российского политического истэблишмента.

Его популярность - это во многом субститут политики. И Кремль это абсолютно устраивает. Путина всегда изображают поддерживающим политические программы, отражающие народные предрассудки. Он аккуратно избегает втягивания в конфликты политических интересов таких сил, как государственная бюрократия, силовики и олигархи, которые в полной мере пользуются российским беззаконием, величаемым "диктатурой закона".

Беспрецедентная путинская популярность не имеет ничего общего с манипуляциями общественным мнением, что встречается в западной политике. Она больше связана с игнорированием политики, чем с учетом реальных политических мнений россиян.

Можно даже сказать, что путинская популярность - это результат антиполитики - культивирование формы без изменения содержания. Российские либеральные и консервативные партии попытались коснуться сути в своей из рук вон плохо проведенной предвыборной кампании и были сокрушены на декабрьских выборах в парламент. Российские националистические партии с удовольствием исторгают слоганы, разжигающие ксенофобию и пропагандирующие нереалистичную внешнеполитическую программу, но их Кремль с легкостью может игнорировать.

Неучастие Путина в политических дрязгах также отражает общее отношение к политике в России.

Неудивительно, что большинство россиян так или иначе может положительно относиться к президенту. Путин, вероятно, выражает интересы среднего россиянина как ни один другой современный российский лидер. Его считают и скромным, и решительным, и патриотичным. Это, может быть, и так, но в долгосрочной перспективе - такое ли руководство требуется России для того, чтобы достичь целей национального возрождения и возвращения себе уважаемого международного статуса?

России нужна хорошая политика, а не только популярный лидер. Популярный Путин представляет собой то, в чем Россия нуждается более всего, а она нуждается в лидере и руководстве, которые способны прислушиваться и учитывать различные мнения о будущем страны.

Уже говорилось, что Сталин как деспот был в гораздо большей степени порождением коммунистической партии, чем коммунистическая партия - его детищем. Он был воплощением системы, которая неуклонно требовала существования такой персоны. Подумайте, отличается ли от этого система, созданная при Путине? Вне всякого сомнения, сталинская система была действительно антиполитичной, пока Сталин сохранял свою личную популярность. Неужели история повторяется вновь? И для того, чтобы быть популярным в России, политик и/или президент должен быть антиполитичным?

Россия, которую Путин и его коллеги по бывшему КГБ намерены создать, - это не новый Советский Союз, хотя иногда сомневаешься в том, помнят ли они об уроках краха СССР. Формирование "культа личности" порождает чувство национального единства, но, как демонстрирует история, национальные интересы никогда не будут удовлетворяться в ущерб популярности одного лидера.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru