Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 января 2002 г.

Редакция | The Wall Street Journal

Решения для России

В завершившемся году темпы роста на российском фондовом рынке оказались самыми высокими

в мире. За год индекс РТС вырос на 60%. Экономический рост превысил 5%. Вчера,

реагируя на оптимизм на рынке, "Standard and Poor's" повысил долгосрочный

местный и внешний валютный кредитные рейтинги с В до В+ и пересмотрел прогноз

со стабильного до позитивного. Новые рейтинги по-прежнему указывают инвесторам

на то, что российские долги высокорискованны и спекулятивны, но они отражают

общее ощущение - в России началось новое время.

Однако президент Владимир Путин был прав, выказав сдержанность в своем

новогоднем обращении. Он сказал, что темпы экономического роста были хорошими,

но теперь задача состоит в том, чтобы повысить уровень жизни россиян, которые в своем большинстве остаются весьма бедны. Макроэкономическая ситуация успешно стабилизирована,

Россия, переходящая от плановой экономике к рыночной, переживает фазу

структурных реформ. А это, как показывает опыт Азии и Латинской Америки -

сложный этап.

Мы говорим это не просто из желания поспорить. Богатая природными ресурсами и

образованной рабочей силой Россия всегда была близка к макроэкономической

стабилизации. После рублевого кризиса 1998 г., утратив доступ к финансовым

инъекциям МВФ, Россия значительно выросла. Страна проводит относительно здравую

денежную политику, фискальная дисциплина, недоступная ельцинскому Кремлю, стала

главным принципом экономической команды Путина. Конечно, этому способствовала

благоприятная ситуация в мировой экономике. Исчезли огромные бюджетные

дефициты, предшествовавшие коллапсу 1998 г. Инфляция, превысившая в прошлом году

18%, по-прежнему высока (в бюджет 2001 г. заложено 12-14%), но гораздо ниже,

чем в первые годы переходного периода. Бартер перестал играть главную роль в

деловых транзакциях, российские деньги, спрятанные за рубежом, начинают

возвращаться в страну.

Однако, отдавая России должное, важно не забывать об опасностях. Во-первых,

каким бы впечатляющим не был пятипроцентный рост, он никак не делает Россию

членом большой семерки. Если вспомнить, какова была ситуация в 1917 г., то даже

коммунистам удавалось добиваться экономического роста. Объем ВВП на душу

населения в 2000 г. в России составил 7700 долларов (покупательная способность

в долларах). Это в три раза меньше, чем во Франции (24 400 долларов США).

Вопрос состоит в том, созданы ли условия для того, чтобы рост продолжался, и

приведет ли он к повышению уровня жизни. Таким образом, вторая проблема -

качество экономического роста в России.

Россия по-прежнему очень сильно зависит от природных ресурсов. В 2000 г. страна

экспортировала товаров на 106 млрд. долларов США, в то время как Аргентина, к

примеру - на 26 млрд. долларов. Около 85% этого экспорта - нефть, газ и другое

сырье. По данным видного международного экономиста, бывшего сотрудника МВФ

Аугусто Лопеза-Карлоса около 80% прибылей и инвестиций связаны с предприятиями

сырьевых секторов.

Конечно, нельзя говорить, что всеми своими успехами Россия обязана сырью.

Значительная часть российской экономики по-прежнему зависит от сырьевого

экспорта, но последние два года наблюдается определенная степень здоровой

диверсификации. Объявив вчера новые рейтинги для России "S&P" заметило, что

"экономика становится менее зависимой и незащищенной от капризов нефтяного

рынка". Действительно, акции российской торговой системы, главного московского

фондового рынка, выросли с начала октября более чем на 25% несмотря на то, что

цена нефти сократилась на 5 долларов. Правительственный контроль над расходами

и налоговая реформа также поспособствовали экономическому оздоровлению. Однако сейчас, когда мировая экономика забуксовала, России нуждается не только в удаче (каковой была девальвация рубля) и разрозненных реформах.

Что может сделать Путин, чтобы обеспечить долгосрочную финансовую стабильность

и высокий уровень жизни? Пользу может принести дополнительная налоговая

реформа, предполагающая создание стимулов для того, чтобы предприятия выходили

из теневого сектора. В этом году Путин мог бы также решиться на реформу

банковского сектора, где уровень финансового посредничества ничтожно низок,

особенно для малого и среднего бизнеса. Он мог бы постараться освободить

российских судей от влияния со стороны политиков, чтобы гарантировать

российским и иностранным предприятиям, а также частным лицам, своевременные и

честные слушания. Он мог бы улучшить качество корпоративного управления, что

очень важно для роста и инвестиций.

Некоторые из этих задач требуют принятия новых законов; но многие можно

Выполнить и без этого. Максимально прозрачное правительство, не

вмешивающееся в дела частного сектора - будь то нефтяная промышленность или СМИ

- могло бы укрепить свою репутацию, повысить уровень доверия внутренних и

иностранных инвесторов. Это в свою очередь поможет не только российским рынкам,

но и, что более важно, повысит уровень жизни самих россиян.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru