Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 января 2007 г.

Роберт Веркайк | The Independent

Открытие: Эттли проявил полную некомпетентность в свете побега кембриджских шпионов

Спустя три недели после того, как двое самых известных британских шпионов-перебежчиков улизнули в Советский Союз, премьер и другие министры были больше озабочены моральным обликом сотрудников Форин Офиса, а не угрозой для национальной безопасности.

Совершенно секретные документы, опубликованные в первый день нового года, показывают, какого размаха достигала невежественность и некомпетентность в самом сердце правительства и разведслужб в тот момент, когда произошел один из самых серьезных провалов в истории британской безопасности. Секретные протоколы с нейтральным заголовком "Бумаги министерства иностранных дел" были составлены секретарем кабинета сэром Норманном Бруком 11 июня 1951 года.

За три недели до этого Дональд Маклин, глава американского отдела дипломатической службы в Лондоне, и Гай Берджесс, дипломат, прежде работавший в Вашингтоне, тихо покинули свои посты и выехали из Великобритании в Россию.

Однако правительственные протоколы показывают, что премьер-министр Клемент Эттли и министр иностранных дел Герберт Моррисон были больше обеспокоены пристрастием Дональда Маклина к спиртному и тем, что он подозревался в попытке изнасилования.

Хотя против Маклина и Берджесса ведет расследование MI-5, Моррисон защищает Маклина, говоря: "Он очень хорошо проявил себя в министерстве иностранных дел. Все, что мы знаем, это то, что они исчезли. Возможно, это касается безопасности, однако доказательств нет. Сегодня я не могу сказать больше". Эттли напоминает, что эти два человека имеют "сомнительный моральный облик". "Быть может, Форин Офису следует отнестись к этому спокойнее?"

Затем сэр Ричард Рапир Стокс, лорд-хранитель печати, сообщает, что Маклин в прошлом был отозван из британского посольства в Каире из-за пристрастия к алкоголю и говорит, что, кроме того, он подозревался "в попытке изнасилования".

Эттли задает вопрос: "Каковы стандарты поведения, предъявляемые дипломатической службой? Достаточно ли они высоки?" Министр иностранных дел отвечает: "Как бы то ни было, мы не знаем, были ли они замешаны в шпионаже".

То, до какой степени премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании не понимают серьезности последствий произошедшего для национальной безопасности, беспрецедентно. Историки считают, что Берджесс и Маклин вместе с другими членами кембриджской шпионской сети (в частности, Кимом Филби и Энтони Блантом) осуществили наиболее эффективную разведывательную операцию против США и Великобритании в XX веке.

Один из бывших дипломатов назвал протоколы кабинета "поразительными". Сэр Криспин Тикл, пришедший на работу в американский отдел британской дипломатической службы в 1954 году, спустя три года после побега Берджесса и Маклина, сказал: "После их побега я бы счел очевидным тот факт, что они предали свою страну. Подозрения (в изнасиловании) для меня стали новостью. На самом деле я не уверен, что кто-то знал об этом достаточно много".

Маршал авиации сэр Джон Уокер, бывший глава военной разведки, говорит, что исчезновение этих двух человек должно было вызвать как минимум очевидные подозрения. "Если два человека с их биографией внезапно снимаются с места и перебираются в Москву, то стоит предположить, что что-то не так. В то время было крайне сложно попасть в Москву, люди ни с того ни с сего не меняли таким образом свой образ жизни".

Сэр Криспин добавляет: "Маклин считался нормальным, хотя ничем не выдающимся главой отдела. Я удивлен, что в кабинете говорили такие вещи. Когда я пришел на службу, о нем, конечно, говорили уже в совершенно ином тоне. Но даже тогда, помнится, я наталкивался на протоколы его совещаний".

Сэр Криспин также удивлен, почему министерские протоколы не были уничтожены, как это было заведено. Данные протоколы - часть первой серии документов, которые Национальные архивы должны опубликовать по условиям Закона о свободе информации, принятого в 2000 году.

В 1981 году было решено, что длительное сохранение секретности документов "оправданно". Тогда было принято решение, что доступ может быть открыт лишь к более ранним документам по истечении 50 лет. Однако в 2004 году секретарь кабинета сэр Эндрю Торнбулл и начальник судебных архивов лорд Филлипс Уорт-Матраверский рекомендовали опубликовать их в соответствии с квотами на январь 2006 года.

Берджесс, Маклин, Филби и Блант

Гай Берджесс познакомился с Кимом Филби, Дональдом Маклином и Энтони Блантом в Кембриджском университете в 1930-е годы, когда они стали тайными сторонниками Коммунистической партии.

До 1938 года Берждесс работал на радиостанции BBC, а затем поступил на дипломатическую службу в качестве специалиста по пропаганде. К 1951 году он успел заслужить сомнительную репутацию, поскольку был алкоголиком и гомосексуалистом. Его поведение и возникшие подозрения привели к тому, что он был отозван с поста первого секретаря британского посольства в Вашингтоне. Он скончался в 1963 году.

Дональд Маклин был сыном министра-либерала сэра Дональда Маклина. После Второй мировой войны он работал в Лондоне, а затем занял высокий пост в британском посольстве в Египте. Вернулся в Лондон в 1950 году после того, как его обвинили в недостойном поведении. Позднее он возглавил американский отдел министерства иностранных дел. Сбежав в Москву в 1951 году, он получил советское гражданство. Он умер в 1983 году.

Ким Филби являлся двойным агентом Секретной разведывательной службы Великобритании и КГБ. Он дослужился до сотрудника по взаимодействию, работал в Вашингтоне с представителями ЦРУ и ФБР. После побега Берджесса и Маклина на него пало подозрение. В октябре 1950 года Филби предупредил Берджесса и Маклина, что MI-5 ведет против них расследование. Также уехал в Москву, где умер в 1998 году.

Энтони Блант был дальним родственником королевы, затем хранителем коллекции живописи и графики королевской семьи. Во время Второй мировой вступил в ряды MI-5. Иногда он заседал в Объединенном комитете разведывательных служб и имел доступ к отчетам Секретной разведслужбы и MI-5. В 1963 году американец Майкл Стрейт, один из людей, которых Блант безуспешно пытался завербовать, донес на него в MI-5. Бланту была предложена неприкосновенность в обмен на информацию, касавшуюся КГБ. Он скончался в 1983 году.

Источник: The Independent


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru