Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 января 2007 г.

Ким Мерфи | Los Angeles Times

Российские экс-шпионы находят применение своим навыкам

Дело об отравлении Александра Литвиненко пролило свет на теневой мир, в котором бывшие агенты набирают капитал на старых контактах.

Хозяин стильного офиса с портретом основателя советской секретной полиции, который расположен в престижном месте неподалеку от Красной площади, Владимир Луценко - тот, к кому стоит обращаться за консультациями в сфере "безопасности" в современной России.

Бывший офицер военной разведки со смехом пожимает плечами в ответ на вопрос об обвинениях, выдвинутых бывшим российским агентом перед смертью от отравления радиоактивным веществом в ноябре прошлого года, что это его люди были наняты для исполнения грязной работы по заказу российских спецслужб.

"Сначала мы вздрогнули, и нас это весьма расстроило. А затем мы вчитались внимательнее. Да это же похоже на рекламу! - говорит он. - Мы посмотрели на это и сказали: что ж, убивать бандитов - не самое худшее в мире занятие".

Россия изобилует компаниями типа компании Луценко, укомплектованными ветеранами российских разведслужб. Обычно они работают закулисно, предоставляя негласные услуги иностранным компаниям, стремящимся проникнуть в опасный мир российского бизнеса, - иногда прибегая и к физической силе, если возникает потребность.

Однако получившая широчайшую огласку смерть Александра Литвиненко в Лондоне приоткрыла завесу над этим теневым миром экс-шпионов, как в России, так и за рубежом, которые пользуются своими старыми контактами в кругах могущественных российских спецслужб для оказания политического давления и получения экономического выигрыша.

Вероятно, не является совпадением то, что многие из основных действующих персонажей драмы, итогом которой стал радиоактивный труп в Лондоне, вращались в этом кругу агентов и шпионов по найму, являя собой живую иллюстрацию владычества спецслужб в мире политики и экономики в России в стиле Джона Ле Каре.

Президент России Владимир Путин, сам бывший шпион, в определенный период возглавлявший ФСБ, как называется служба, ставшая основной преемницей КГБ, в первый срок своего президентства привлек на руководящие посты в администрации президента и в ведущих федеральных агентствах широкий круг ветеранов разведки.

В последние три года они продолжали, не афишируя, наращивать свое присутствие практически в каждой значимой экономической отрасли государства.

Председатель правления "Роснефти", государственной компании, поглотившей нефтяную компанию ЮКОС в 2004 году, является ветераном государственных спецслужб, как и заместитель главы государственной компании "Газпром", крупнейшего в мире производителя газа, а также глава "Аэрофлота". Ветеран КГБ, служивший вместе с Путиным в Германии, возглавляет главную российскую компанию по экспорту оружия, а также ведущую автомобилестроительную компанию.

"Скрытое могущество КГБ времен Советского Союза было легализовано и преобразовано в деньги. Происходящее совершенно очевидно, но люди не видят этого, потому что это происходит прямо у них под носом", - говорит Алексей Мухин, аналитик из Центра политической информации, написавший несколько книг о спецслужбах.

"Новый КГБ теперь представляет собой слияние корпораций. Их могущество базируется на том факте, что их люди сидят в администрации президента, в парламенте и в региональных администрациях", - говорит Евгения Альбац, преподаватель Высшей школы экономики, которая состояла в комиссии, занимавшейся подготовкой рекомендаций к расформированию КГБ в 1991 году.

Литвиненко, бывший специалист ФСБ по организованной преступности, покинул спецслужбы, уехал из России и, поселившись в Лондоне, посвящал большую часть своего времени борьбе с режимом Путина и критике злоупотреблений властью в России. Его отравление, считал он сам, явилось местью со стороны президента.

Однако Литвиненко не полностью оставил позади свою прежнюю жизнь. Осуществляя специальные расследования, он оказался на опасной линии между бизнесом, властью и организованной преступностью, грань между которыми в последние годы практически стерлась.

Последние, с кем, насколько известно, встречался Литвиненко 1 ноября, когда он почувствовал недомогание, были такие же, как он, бывшие агенты - Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Предположительно, они встречались для обсуждения сделки, в которой все трое должны были помогать иностранному клиенту из деловых кругов пробираться через каменистые ущелья российского финансового мира. Эти двое, чей радиоактивный след ведет в Россию через Германию, в России самостоятельно занимаются безопасностью деловых операций.

Литвиненко предложил пойти окольным путем, минуя официальные заграждения, а также предложил свои контакты из числа бывших товарищей по ФСБ, которые могли бы выяснить, в чем могут заключаться опасности для этого бизнеса.

"Видите ли, существует рынок, очень темная его область, где эти бывшие агенты КГБ, а также люди из ФСБ типа Александра Литвиненко торгуют информацией, и единственное, что я знаю об этой среде, это то, что она крайне подозрительна, там каждый сам за себя", - говорит Паоло Гуццанти, председатель итальянской специальной комиссии, пришедшей к заключению, что советская военная разведка была причастна к покушению на Папу Иоанна Павла II в 1981. "Они постоянно предлагают информацию, требуя за нее денег", - добавляет он.

Многие из лучших контактов Литвиненко, несомненно, относились к чеченскому сообществу. Бывший агент имел тесные связи на Северном Кавказе, так как вырос в Кабардино-Балкарии, республике неподалеку от Чечни, и у него сложились тесные связи с лидерами чеченских сепаратистов в Лондоне.

Большая часть его работы состояла в попытках изобличить ФСБ в причастности к взрывам жилых домов в России в 1999 году - тогда власти официально обвинили чеченских террористов, что стало важным толчком к началу второй чеченской войны.

Однако официальные представители России высказали предположение, что Литвиненко, который недавно перешел в ислам, возможно, помогал чеченцам собирать "грязную бомбу".

Ахмед Закаев, пресс-секретарь лидеров чеченских сепаратистов в Лондоне, сказал, что, по его мнению, работа бывшего агента в Чечне сделала его объектом для ликвидации в списках ФСБ.

"Для них Александр Литвиненко был не только врагом российского государства, но и, по их мнению, предателем, человеком, который предал их систему, - говорит Закаев. - Литвиненко представлял доказательства на примерах, на конкретных данных. У него была внутренняя информация. Следовательно, он был опаснее других".

Литвиненко считал, что ФСБ руководит деятельностью "бригад смерти" из различных компаний по обеспечению безопасности и ветеранских организаций, что позволяет избавляться от крупных преступников и экстремистов, минуя хлопоты ареста и судебного процесса.

В одной из своих книг он обвинил частное охранное и аналитическое агентство Луценко "Стеллс" в том, что оно действует под крышей ФСБ. Он писал, что один из сотрудников "Стеллс" признался источнику Литвиненко, что его работа заключалась в изучении входных дверей в определенные многоквартирные дома, а также возможных путей проникновения и отступления. Один из подготовленных им таким образом отчетов, говорит Литвиненко, касался дома, где в 1995 году был убит бывший директор телеканала ОРТ Владислав Листьев. Убийство так и не было раскрыто.

Луценко отвергает подобные измышления, называя их шпионскими сказками. Подлинная работа таких агентств, как его, говорит он, заключается в помощи компаниям в прохождении по минному полю, каковое по-прежнему представляет собой бизнес-среда в России, хотя дни раннего капитализма в стиле "Дикого Востока" давно позади.

"Мы делаем то, для чего у нас есть навыки, - говорит он. - В первое время мы имели дело с парнями в кожаных куртках, которые били бизнесменов по голове телефоном, требуя: "Плати за крышу".

Теперь, по его словам, деятельность компаний, состоящих из ветеранов КГБ, связана в основном с "недружественным слиянием" - российским эквивалентом насильственного поглощения, когда компания может купить 5% акций другой компании, инсценировать собрание акционеров, подкупить судебных представителей в российской провинции, чтобы они оформили документы на нового владельца, выкинуть прежнего владельца на улицу и немедленно приступить к продаже компании.

"Мы не раз предотвращали подобное, хотя иногда наших ребят избивали бейсбольными битами", - говорит Луценко.

Существуют некоторые необходимые в бизнесе навыки, которыми обладают только бывшие агенты КГБ, и не все из этих навыков требуют владения бейсбольными битами.

"Это люди, которые изначально выбрали ответственную и опасную работу. Они привыкли к очень строгой дисциплине. Они все понимают. У них есть привычка к порядку, и они держат слово", - горит бывший глава отдела секретных операций КГБ Юрий Дроздов.

Сейчас Дроздов руководит собственной охранной компаний в Москве и превозносит своих бывших подчиненных в КГБ.

"Эти люди подготовлены к работе в любых условиях, которые только можно себе представить. В КГБ у меня под командованием был католический священник. Там были поэты и актеры. Я сам посещал театральную школу Макса Райнхардта в Берлине, чтобы научиться искусству перевоплощения. У нас работали изобретатели. Я даже знаю одного, который занимался производством деталей для ваших ракет Trident", - заявил он с сияющими глазами, слишком веселыми для шпиона.

Дроздов уверен в одном, как он говорит. Ни один из его бывших коллег не согласился бы отравить бывшего товарища, даже если бы считал его предателем.

"По общению с моими бывшими коллегами я знаю - никто из них не согласился бы выполнить такое задание", - сказал он.

Однако некоторым бывшим агентам достаточно только обратить внимание на количество противников российского государства, которые были отравлены. Бывший офицер советской разведки Борис Володарский сказал, что ему известны случаи 20 отравлений силами КГБ с 1921 года, причем все они отличались определенными признаками: педантичное планирование и массовая общественная дезинформация.

"У нас нет ни малейших поводов сомневаться, - говорит он, - что это было осуществлено российскими спецслужбами".

Источник: Los Angeles Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru