Становление этого российского гиганта сопровождалось потерями многих. В IPO "Роснефти" немалую роль сыграет жадность
Ричард Аллен, советник по национальной безопасности Рональда Рейгана в бытность последнего президентом США, инвестировал в российский нефтяной гигант ЮКОС и потерял около 70 тыс. долларов. Он - один из многих истцов, призывающих инвесторов держаться в стороне от IPO "Роснефти", конкурирующей с ЮКОСом нефтяной компании.
"Средний инвестор, принимающий участие в IPO, может так же инвестировать в рискованное предприятие бандитов, если ему хочется дешевого волнения. Или потратить свои деньги на катание на американских горках. В любом случае он потеряет свои деньги", - говорит Аллен.
"Бегите - а не идите - к выходу", - увещевает Аллен потенциальных инвесторов. Как и другие владельцы американских депозитарных расписок ЮКОСа, Аллен столкнулся с тем, что ценность его инвестиций свелась к нулю, когда активы ЮКОСа были захвачены Кремлем и переданы "Роснефти" на противоречивом аукционе. "Это была грандиозная кража крупного масштаба, и сам президент Путин - грандиозный вор", - заявляет Аллен.
Аллен - один из десятка возмущенных американских истцов, стремящихся получить 3 млн долларов компенсации ущерба у тех, кого они обвиняют в падении ЮКОСа, включая Игоря Сечина, председателя "Роснефти", и Сергея Богданчикова, ее главу.
Их иск - это лишь верхушка айсберга, так как России - и "Роснефти" - грозит "пожизненная судебная тяжба" за события, которые привели к расколу ЮКОСа. Эта угроза, способная привести к миллиардам долларов убытков, бросает длинную тень на IPO государственной компании "Роснефть", запланированное на середину этого месяца в России и Лондоне.
Но несмотря на угрозу судебного преследования "Роснефти", большинство банкиров считает, что возможность сделать деньги на размещении акций привлечет значительное количество институциональных инвесторов и позволит собрать 10 млрд долларов, как того хочет компания.
70-летний Аллен решил инвестировать в ЮКОС, пообедав в Вашингтоне с основателем компании Михаилом Ходорковским. Он вкладывал деньги в ЮКОС на протяжении нескольких лет, полагая, что покупает акции модернизации России, и что ЮКОС достигнет статуса нефтяных гигантов, таких как Exxon и Shell.
"Компания и шаги, предпринимавшиеся Ходорковским для повышения прозрачности и введения стиля западной компании, произвели на меня впечатление", - рассказал Аллен. Ходорковский, с его очевидной приверженностью своему бизнесу, напомнил ему молодого Билла Гейтса.
В 2004 году ЮКОС принудительно раскололи после того, как Ходорковский бросил политический вызов Путину. Его главное производственное подразделение, "Юганскнефтегаз", было передано "Роснефти" через аукцион, а Ходорковского бросили в тюрьму, осудив за мошенничество и неуплату налогов.
"Я был удовлетворен прогрессом ЮКОСа, пока не вмешался тоталитаризм, пока не было принято решение уничтожить ЮКОС и заставить замолчать Ходорковского в классической русской традиции", - говорит Аллен.
Он твердо намерен увидеть тех, кого он считает ответственными за это, в американском зале суда. "Я хочу заглянуть им в глаза", - подчеркивает он. Были поданы бумаги на таких людей, как Дмитрий Медведев, председатель "Газпрома", Виктор Христенко, министр энергетики, и Сечин, председатель "Роснефти". Также документы поданы и на сами компании, включая "Газпром" и "Роснефть".
Другие истцы - владельцы американских депозитарных расписок указывают, что Россия фактически ренационализировала ЮКОС, не компенсировав потери его владельцам. Они говорят, что США и рынки глобальной безопасности получили ложные гарантии того, что Кремль не намеревается ренационализировать ЮКОС. А обвиняемые настаивают, что это дело не входит в юрисдикцию американского суда.
Том Джонсон, адвокат Covington & Burling, представляющий интересы владельцев американских депозитарных расписок, полагает, что успех этого дела может открыть шлюз для исков по всему миру на сумму до 30 млрд долларов.
Однако иск, который может стать крупнейшим из исков по делу ЮКОСа, был подан инвесторами, добивающимися миллиардов долларов компенсации, против самой Российской Федерации. Дело, которое будет слушаться в Гааге, может наложить на "Роснефть" существенные денежные обязательства.
Тим Осборн, директор GML (ранее - Group Menatep), которая владеет 51% акций ЮКОСа и является главным истцом в этом деле, заявил, что иски против России могут достичь 50 млрд долларов, однако рассмотрение их иска, поданного на основе Энергетической хартии, может продолжаться до 2010 года. Первое слушание, вероятно, будет проведено через год.
ЮКОС также добивается получения компенсации в 14 млрд долларов в России в связи с противоречивым аукционом, который привел к продаже "Юганскнефтегаза" компании "Байкал Финанс Груп" за 9,3 млрд долларов. До аукциона загадочная компания имела всего 350 долларов акционерного капитала и ни одного сотрудника. После аукциона "Юганск" был тут же куплен "Роснефтью". Сейчас "Юганск" оценивается в 38 млрд долларов.
"Роснефть" указывает, что во всех исках, заслушанных до сего момента в России, было отказано. Компания уверена, что у вышеупомянутых исков нет шансов.
В прошлом месяце Богданчиков заявил, что дело "Юганскнефтегаза" закрыто.
Компания подала ответные иски против ЮКОСа на 17 млрд долларов, включая 13 млрд долларов за потери, связанные с продажей нефти-сырца, добываемой "Юганскнефтегазом" по ценам ниже рыночных.
Акционеры оказались не единственными проигравшими, когда активы ЮКОСа были заморожены. Многие директора ЮКОСа и партнеры GML оказались перед выбором - либо покинуть страну, либо оказаться в тюрьме на длительный срок. Три партнера GML сейчас живут в Израиле.
Российское государство начало расследование против ЮКОСа летом 2003 года. К декабрю компания стала объектом тщательной налоговой проверки. В результате по ней ударили налоговой претензией на 3,4 млрд долларов и дали всего 2 дня на выплату. Спустя день была подана заявка на заморозку ее активов. В октябре арестовали Ходорковского.
Сейчас он томится в сибирской тюрьме, где отбывает 9-летний срок заключения. Его главный партнер по бизнесу, Платон Лебедев, был отправлен в далекую исправительную колонию в поселке Харп, к северу от полярного круга. Он отбыл 3 из 8 лет заключения.
Эксперты считают, что эти люди - политические заключенные. "Правительство пытается сломить их, если не физически уничтожить их. Их сознательно изолируют от всех людей, кроме адвокатов", - заявил один из них. Их дела были переданы в Европейский суд по правам человека.
По крайней мере, пятеро бывших сотрудников ЮКОСа или Group Menatep находятся в тюрьме.
"Это ситуация, которая никак не напоминает то, к чему мы привыкли, - заявил Осборн. - Сложившийся политический порядок означает, что все делают то, что велит им Кремль".
Учитывая судебные риски, нависшие над "Роснефтью", и политическую неоднозначность, не стоит удивляться, что некоторые управляющие фондами в Сити боятся инвестировать. Один аналитик суммировал все, сказав: "Это станет проверкой алчности управляющих и их морали".
"Роснефть" также ведет переговоры с нефтяными компаниями, которые могут сделать инвестиции. BP вряд ли на это пойдет, частично из-за слишком высокой цены.