С 2005 года, пожалуй, самый именитый заключенный в России отбывает свой 8-летний срок. Теперь российское правосудие прилагает все усилия к тому, чтобы Михаил Ходорковский остался за решеткой еще на долгие годы
Худощавый, седой, с грустноватым взглядом - так он выглядит во время одного из своих немногочисленных контактов с иностранными журналистами в этом году: Михаил Ходорковский, пожалуй, самый именитый заключенный в России. Это было в феврале прошлого года, когда некогда один из самых богатых людей страны объявил голодовку ради того, чтобы добиться смягчения приговора для одного своего бывшего сотрудника.
Он сам настроен по-боевому: уже тогда было ясно, что ему придется столкнуться с новыми обвинениями в свой адрес и, если коса найдет на камень, он должен будет провести в далеком трудовом лагере в Сибири еще многие годы. Он готов к новым вызовам, заверяет он своих посетителей в перерыве между судебными слушаниями.
С 2005 года Ходорковский отбывает 8-летний тюремный срок на Дальнем Востоке по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Российская Генеральная прокуратура собирается добавить к этому сроку еще 20 лет. Представители российского правосудия подтвердили, что против бывшего нефтяного магната готовится новый процесс. Основателя и собственника концерна ЮКОС вместе с его партнером по бизнесу Платоном Лебедевым обвиняют в хищении 350 млн тонн нефти. Концерн ЮКОС, согласно новым обвинениям, якобы присваивал продукцию в течение многих лет. Кроме того, следователи обвиняют обоих предпринимателей в отмывании через дочерние компании и офшорные зоны в общей сложности 28 млрд долларов.
44-летний Ходорковский спокойно реагирует на новые обвинения, намеки на которые появились еще несколько месяцев назад: "Меня обвиняют в том, что я украл всю нефть, которую ЮКОС добыл в течение более чем 6 лет", - заявил он в феврале. Было бы интересно посмотреть, как Генеральная прокуратура собирается это доказать. Обвинительный документ, подготовленный следователями, занимает 145 страниц. После ознакомления с ним адвокаты Ходорковского назвали его "липовым". Один из них охарактеризовал весь процесс как нечестный.
Сам Ходорковский однозначно указывает на человека, который виновен в его судьбе: это Игорь Сечин, в свое время считавшийся серым кардиналом во всесильной кремлевской администрации Владимира Путина, глава совета директоров государственного нефтяного концерна "Роснефть". Он в результате проведения сомнительных аукционов присвоил расчлененный концерн ЮКОС, некогда бывший самой прибыльной компанией в России. Российские финансовые ведомства способствовали этому: после выдвижения дополнительных налоговых требований на сумму в 30 млрд долларов концерну оставался только один путь - в банкроты.
Во время процессов за веревочки дергал Сечин, заявил недавно в интервью Sunday Times Ходорковский. В первую очередь, по словам бывшего нефтяного магната, Сечиным двигала жадность, а теперь это трусость. Сечин все еще занимает высокое положение - в настоящее время как один из замов Путина, который стал всесильным главой правительства. Поговаривают, что они очень близки. Сечин - тот человек, который сидел под дверью кабинета своего босса, когда тот принимал в Кремле визитеров. По мнению Ходорковского, Сечину удалось убедить своего шефа в том, что тот планирует заговор. Но это неправда. Дело олигарха, изменившего свой имидж хищного капиталиста на социально ориентированного и политически ангажированного предпринимателя, который основал фонд и поддерживал оппозиционные партии, несмотря на все попытки российского руководства придать ему иное значение, остается явно политическим.
Сегодня взгляд останавливается на человеке, который объявил своим приоритетом реформу российского правового государства, который обличает правовой нигилизм в России и хочет добиться больших свобод для граждан страны: на Дмитрии Медведеве, ставленнике Путина в Кремле.
Незадолго до мартовских президентских выборов, во время визита Ангелы Меркель, в его подмосковной резиденции Путин заявил о том, что помилование осужденных входит в компетенцию главы государства. Среди наблюдателей это посеяло надежду на то, что Медведев может помиловать неудобного Ходорковского. Однако во время своего июньского визита в Берлин новый шеф Кремля дал понять, что и он не позволит загранице диктовать себе условия в деле Ходорковского. По словам Медведева, вопросы, связанные с помилованием, не могут быть предметом переговоров между государствами. Это, подчеркнул новый российский президент, является выражением суверенитета каждого государства.
Также по теме:
Пощады Ходорковскому не будет? (Обзор прессы)
Один из главных помощников Путина "шьет дела" заключенному олигарху Михаилу Ходорковскому (The Sunday Times)