Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 июля 2008 г.

Клиффорд Леви | The New York Times

Медведев: США не в том положении, чтобы нас учить

Новый президент России Дмитрий Медведев, менее самоуверенный, чем его предшественник, но тоже не любитель критики из-за границы, заявил в интервью, что Америка находится, "по сути, в депрессии" и потому не имеет права учить другие страны, как им действовать.

Сейчас, когда рост нефтяных доходов дал толчок к развитию российской экономики и добавил Кремлю смелости, Медведев уверенно отклоняет критику, которой американцы подвергают ситуацию с демократией и правами человека в его стране. Помимо этого, президент заявил, что возрожденная Россия имеет право играть более значимую роль в мировой экономической системе, где больше не будут доминировать Соединенные Штаты, как он считает.

Упомянутые заявления Медведев озвучил во вторник на встрече с небольшой группой иностранных журналистов - на следующий день после того, как американский министр финансов Генри Полсон-младший побывал в Москве, чтобы обсудить возможность российских инвестиций в экономику США. Данный визит весьма символичен: всего десять лет назад российская экономика лежала в руинах, а страна отчаянно нуждалась в помощи Запада.

Судя по всему, с помощью интервью Дмитрий Медведев попытался укрепить свой авторитет накануне встречи лидеров "большой восьмерки" промышленно развитых стран - она пройдет на следующей неделе в Японии. Медведев управляет Россией в тандеме со своим предшественником и наставником Владимиром Путиным. Сейчас Путин является премьер-министром, но многие по-прежнему считают его главным российским лидером.

В ходе интервью прозвучал вопрос о том, как Медведев относится к призыву сенатора от штата Аризона Джона Маккейна, который должен стать кандидатом в президенты США от республиканцев, исключить Россию из "большой восьмерки" из-за ситуации с демократией в стране. Медведев, который в марте легко выиграл президентские выборы после того, как Кремль значительно ограничил оппозицию, ответил, что вопрос демократии не имеет отношения к "большой восьмерке", и указал, что у США есть более насущные проблемы.

"Мировая "восьмерка" существует не потому, что это кому-то нравится или не нравится, а потому, что это объективно самые крупные экономики и самые серьезные с точки зрения внешней политики игроки, - пояснил президент. - Попытки кого-то ограничить в этом качестве как минимум нанесут ущерб всему мировому порядку".

"Уверен, что любая администрация Соединенных Штатов Америки, если она желает добиться успехов, в том числе и в преодолении, по сути, депрессии, которая сегодня существует на американском экономическом рынке, должна проводить прагматическую политику и внутри страны, и за ее пределами", - добавил Медведев.

Глава российского государства отметил, что мировые лидеры должны понимать: кредитный кризис и надвигающаяся глобальная рецессия показывают необходимость пересмотра структуры мировой экономики. Он не пояснил, что именно следует сделать, однако подчеркнул, что шаги в этом направлении уменьшат влияние США.

"То, что она должна быть усовершенствована, то, что она должна быть более современной, более защищенной от рисков, то, что она не должна страдать национальным финансово-экономическим эгоизмом, а должна все-таки быть более справедливой по отношению к другим государствам, это совершенно очевидно, - заявил Медведев. - Эта система не может быть сориентирована только на одну страну и только на одну валюту".

Бывший преподаватель права, большую часть карьеры выступавший в роли закулисного бюрократа, Медведев продемонстрировал широкое знание международных и внутренних вопросов. В течение полутора часов он уверенно отвечал на вопросы, не пользуясь записями, подолгу и без запинок говорил. 42-летний президент вел беседу исключительно на русском языке, хотя ему не требовалась помощь переводчика, чтобы понимать вопросы на английском.

Медведев даже не намекнул ни на какие расхождения с Путиным по вопросам политики или стратегии, однако различия между двумя политиками в стиле поведения хорошо заметны. Если Путин порой в ответ на вопрос переходит в наступление или использует острые выражения, Медведев обычно сначала возражает, а затем начинает своего рода научную дискуссию по спорному вопросу.

Уже не в первый раз за последние недели Медведев вновь отстаивал свои предложения по борьбе с коррупцией, которая, как он признает, глубоко укоренилась в России. Ему задали вопрос о том, верит ли он в возможность победить коррупцию в условиях доминирования в российской политической системе одной партии, "Единой России" Путина.

"Система, которая построена на праве на истину одной партии, показала свою слабость 20 лет назад, - отметил президент. - Она не смогла справиться с новыми вызовами и прекратила свое существование. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности нашей страны в глобальном масштабе мы должны использовать и политическую конкуренцию. Но она должна быть разумной. Это именно конкуренция, построенная на законе".

Медведев указал, что не станет вмешиваться в дело Михаила Ходорковского - бывшего нефтяного олигарха и противника Путина, которого признали виновным в финансовых преступлениях и отправили в сибирскую тюрьму. Недавно власти предъявили новые обвинения Ходорковскому, в то время как адвокаты предпринимателя активизировали кампанию за его освобождение.

Ряд политологов считает, что Медведев либеральнее Путина и других представителей Кремля, - отчасти потому, что Медведев не работал в спецслужбах (Путин был агентом КГБ, а затем возглавлял пришедшую ему на смену ФСБ).

Медведев часто говорит, что юридическое образование играет важнейшую роль в его мировоззрении. Когда президенту задали вопрос о его репутации, он вновь вернулся к этой теме. Медведев отметил, что, будучи студентом, он осознал всю важность закона и права частной собственности. По его словам, он понял, что в России необходимо бороться с тем, что он называет "правовым нигилизмом".

"Это для меня, наверное, те позиции, которые я впитал еще во время учебы в университете, точно так же, как ценности прав человека, - сказал президент. - И они основаны у нас на конституции. Права и свободы человека также должны подлежать безусловной защите и являются приоритетом любой государственной деятельности. А уж каким образом охарактеризовать такой ценностный набор, это ваше дело".

В вопросе о политических противниках Медведев признал, что некоторые значимые фигуры оказались недовольны его приходом к власти, хотя и не назвал конкретных имен.

"Я уверен, что текущая конфигурация власти не нравится определенному числу политиков, она, наверное, не устраивает и определенную часть населения, - указал он. - Но это и есть демократия".

"Называть поименно деструктивные силы было бы смешно, - отметил Медведев. - Я не поклонник конспирологических теорий. В жизни все гораздо более просто, если не сказать банально".

Также по теме:

Молодой президент и старая политика (Обзор прессы)

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru