Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 июля 2008 г.

Катрин Лауэр | Süddeutsche Zeitung

Из Румынии - только хорошее

Сенат в Бухаресте принял решение о том, что телевидение и радио должны выпускать в эфир меньше плохих новостей

В Бухаресте была жара - 33 градуса в тени, в воздухе ни намека на ветерок - когда верхняя палата парламента Румынии, сенат, озаботилась психологическим здоровьем своего народа. Из этих усилий родился закон, который, если он вступит в силу, может вернуть недавно ставшую членом Евросоюза страну в темные времена диктатуры: новости, транслируемые по радио и телевидению, наполовину должны состоять из позитива.

Слишком большое количество плохих новостей вредит душевному здоровью, считает инициатор закона Иоанн Гизе, который в качестве аргумента приводит результаты исследования, проведенного в Северной Корее. Что удивляет больше всего: Гизе является членом Национал-либеральной партии (PNL), которую возглавляет премьер-министр Кэлин Попеску-Тэричану, противник закона. Ради урезания свободы СМИ Гизе пошел даже на союз с ультранационалистом Георге Фунаром. Фунар, который в свою бытность мэром Клаузенбурга притеснял венгерское меньшинство, стал соавтором законопроекта.

Самой плохой новостью при этом можно считать то, что сенат одобрил законопроект единогласно, за несколько минут, на заседании, в повестке дня которого стояло еще 36 вопросов и которое, согласно протоколу, продолжалось 1 час 45 минут. Как получилось, что ни один из 137 сенаторов не проголосовал против? Петер Экштайн-Ковач, один из самых активных борцов за права человека, который представляет в бухарестском сенате партию UDMR (Демократический союз венгров Румынии), связывает единогласное принятие законопроекта с погодой.

"Повсюду царит уже отпускное настроение, - заявил он в беседе с Süddeutschen Zeitung. - Перед заседанием все друг друга спрашивали, можем ли мы вообще принимать решения, ведь не все сенаторы присутствуют. Я, к примеру, вообще ушел и не голосовал". Закон никогда не сможет вступить в силу, поскольку он противоречит прописанной в румынской конституции свободе слова, а также основным законам ЕС. Нижняя палата парламента отклонила законопроект, однако решающим в этом случае является решение сената.

Подозрение в коррупции

Если Румыния и впредь хочет отвечать критериям Брюсселя, Конституционный суд отменит этот закон - или же президент Траян Басеску не поставит под ним свою подпись. Это станет для президента хорошей возможностью исправить свои испорченные отношения с прессой. То, что он неоднократно обрушивал гнев на журналистов, негативно сказалось на его популярности. Это уже отражается на созданной им Демократическо-либеральной партии (PD-L), упряжной лошадью которой Басеску до сих пор был. На последних выборах в местные органы партии едва удалось получить 30% мандатов - практически столько же, сколько и социалистам, хотя президент надеялся на то, что его партия получит на парламентских выборах, который пройдут этой осенью, абсолютное большинство.

Закон о СМИ, принятый в сенате, может дать еще один повод для постоянной критики в адрес парламента со стороны Басеску. Недавно румынские депутаты еще раз доказали, что хотят притормозить борьбу с коррупцией. Когда нижняя палата парламента должна была голосовать за то, могут ли предстать перед судом по обвинению в коррупции политики от Социалистической партии Адриан Настазе и Мирон Митреа, на заседании опять не было кворума, то есть принятие решения было невозможно. Таким образом, эта тема из-за летних каникул появится на повестке дня только осенью, несмотря на то, что обвинения в коррупции бывшему главе правительства Настазе были предъявлены еще в 2004 году.

Подвергнет ли Еврокомиссия все это критике в своем заявленном на июль докладе по Румынии, это вопрос. Басеску, по-видимому, рассчитывает, что Брюссель на этот раз обойдется с его страной более милостиво.

Именно враг прессы Гизе был одним из тех, кто в правовом комитете при парламенте елейным тоном защищал Настазе. Просто "неслыханно" надоедать влиятельному человеку, который, будучи главой правительства, "ворочал миллиардами", такими мелочами, как вопросы о происхождении окон в его вилле. Настазе обвиняют в том, что он наградил одну из своих сотрудниц повышением за то, что она достала для него по своим каналам более дешевый строительный материал.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru