Конституция Франции от 1793 года предусматривала предоставление убежища любому человеку, "преследуемому за преданность свободе". Этот же принцип был впоследствии закреплен в Конституции 1948 года, напоминает Франсуа-Бернар Уиг, исследователь из парижского Института международных и стратегических отношений, в статье для Le Nouvel Observateur .Тем не менее, Париж, вне всякого сомнения, откажется принимать у себя Эдварда Сноудена по ряду причин.
Прежде всего, в действующем правительстве нет ярых антиатлантистов, говорится в статье. Французское руководство попросту не захочет ссориться с США.
Во-вторых, предоставить разоблачителю АНБ убежище требуют маргинальные политические силы: коммунист Жан-Люк Меланшон, глава крайне правой партии "Национальный Фронт" Марин Ле Пен и партия "зеленых". Согласившись укрыть Сноудена у себя, французское правительство фактически признало бы их правоту, считает автор.
Наконец, шпионажем за союзниками никого не удивишь. В узком круге посвященных все и так об этом знали и занимались тем же, не сомневается исследователь. Проблема лишь в том, что скандал переместился в общественное пространство.
В целом Франция заняла воинственную позицию, заявляя о возмутительности и недопустимости подобных действий США, не предлагая, однако, никаких ответных мер.
"Если французским властям придется публично прокомментировать просьбу Сноудена о предоставлении убежища, они, разумеется, не станут выдвигать перечисленные выше аргументы", - замечает Уиг. Вместо этого они сошлются на некие юридические препятствия или на то, что для принятия подобного решения требуется согласие всех 28 членов ЕС.
Цель французских властей - отказать Сноудену, сохранив при этом воинственный вид, объясняет аналитик.
"Совершенно очевидно, что государству, которое примет Сноудена, следует ожидать санкций со стороны Соединенных Штатов", - резюмирует Уиг, при этом вполне допуская, что среди двух десятков стран, которым он направил запросы, "найдется одно достаточно антиамериканское, которое его укроет". "Может быть, это будет Венесуэла, которой уже нечего терять", - прогнозирует автор.