Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
3 июня 2008 г.

Reuters | Reuters

Патриотизм приводит к возрождению российского кинематографа

Банда одетых в черное всадников галопом проносится мимо ряда виселиц, и на замерзшие трупы обрушивается волна снежных брызг.

Эти люди - "опричники", верные сторонники русского царя Ивана Грозного, который правил в XVI веке. На их седлах висят отрезанные собачьи головы - в виде предупреждения внутренним врагам родины.

Сцена взята из нового фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп". Картина, которая выйдет в прокат в следующем году, рассказывает об отношениях деспота Ивана с его другом и резким критиком Филиппом.

В 200 километрах (120 милях) к северо-востоку от Москвы, стоя рядом с белокаменным монастырем в Суздале, архитектура которого напоминает облик средневековой столицы, режиссер Павел Лунгин рассказывает, что бюджет "Ивана" в 17 млн долларов по российским меркам считается большим.

Крупный бюджет и профессиональная съемочная группа - в нее, в частности, входит американский оператор, работающий с Клинтом Иствудом, - все это признаки возрождения российской киноиндустрии, которая привлекает значительные средства со стороны государства и частных инвесторов.

Правительство ожидает, что кинокомпании в 2011 году заработают 900 млн долларов - это почти вдвое больше, чем за прошлый год. Эти фильмы показывают в кинотеатрах, которые стремительно возникают по всей стране, и чаще всего их смотрит молодежь, имеющая больше свободных денег, чем было у старшего поколения.

Точно так же, как поднимаются цены на российскую живопись и местную одежду, российские фильмы набирают популярность и приносят все больше денег - экономика растет вот уже десятый год подряд за счет того, что ежедневный объем экспорта энергоносителей составляет 1 млрд долларов.

Под Новый год Россию встряхнул сиквел советской комедии "Ирония судьбы" - "Ирония судьбы: продолжение" - за первый месяц в прокате он собрал 50 млн долларов.

Действие второй серии переносится из 1975 года в настоящее время, и сюжет вращается вокруг детей героев оригинальной картины.

Более того, сейчас режиссер Федор Бондарчук снимает картину в жанре постапокалипсиса - "Обитаемый остров". Бюджет этого двухсерийного фильма общей продолжительностью 4,5 часа составляет 36,5 млн долларов - вероятно, это самый дорогостоящий фильм в российской истории.

По словам продюсера Александра Роднянского, "Обитаемый остров", снятый по книге российского дуэта фантастов братьев Стругацких, сможет похвастаться спецэффектами не хуже, чем в голливудском блокбастере "Матрица".

Мы хотим, "чтобы зрители поняли, что как минимум часть российских производителей способна сделать качественный продукт, не уступающий ведущим международным фильмам", объясняет Роднянский.

Государственное вмешательство

Некогда киноиндустрия была жемчужиной советской пропагандистской машины - она получала от государства значительные средства, а продюсерам и режиссерам предоставляли множество опытных технических работников и профессиональных актеров.

Один из родоначальников советского кинематографа, Сергей Эйзенштейн, во многом изобрел современный киномонтаж.

Однако в бурные 1990-е годы, после развала Советского Союза, киноиндустрии был нанесен мощный удар - по всей стране закрывались кинотеатры, а студии лишались финансирования.

В начале 2000 года государство дало новый толчок к возрождению отрасли, переведя ее на рыночные принципы.

"Наша позиция была очень проста: мы будем поддерживать съемки, но кинотеатры и кинокомпании будут частными", - объясняет Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии, входящего в состав министерства культуры.

По его словам, в прошлом году было снято 200 фильмов, и половина из них получила государственные дотации. В нынешнем году Россия намерена потратить на кино 100 млн евро (157 млн долларов).

Ведущую роль здесь играют частные инвесторы, которые нередко выкладывают из собственного кармана гораздо большие суммы.

"Частные инвесторы звонят нам и спрашивают, поддержим ли мы определенную картину. Если мы отвечаем утвердительно, они сразу же инвестируют средства. Мнение правительства в этой области очень важно", - заявил Швыдкой в ходе интервью в Москве.

По словам чиновника, фильмы финансируют металлургический магнат и миллиардер Виктор Вексельберг и государственный "Банк Москвы".

Чиновники прогнозируют, что к 2010 году в кино будут ходить 20 млн человек: сегодня зрителей 14 млн, это 10% населения страны.

"Это результат общей стабилизации российской экономики. Люди не боятся тратить деньги на развлечения", - объясняет Швыдкой.

Не менее значимо, чем рост финансирования, увеличение числа кинотеатров. За 2000 год в России открылись лишь 150 новых кинозалов, но к 2010, надеется Швыдкой, ежегодно будет появляться более 2,5 тыс. новых кинозалов. По сведениям правительства, сегодня четверть всех кинотеатров показывает русские фильмы - в 2000 году таких было всего 3%.

Национальная гордость

Однако в то время, как фильмы о войнах советской эпохи, о непрекращающемся конфликте в Чечне и о более ранних периодах российской истории популярны в России, они не добиваются успеха за границей, где многие настороженно воспринимают рост российского влияния.

"Значительный патриотический элемент, который характеризует многие крупнобюджетные российские фильмы, делает их популярными на родине, но до некоторой степени отвращает от них зарубежного зрителя - ведь он вполне может придерживаться других геополитических взглядов", - объясняет Джулиан Грэффи, профессор Университетского колледжа в Лондоне, специалист по советскому и российскому кинематографу.

"Сегодня возникла новая, слегка опасливая национальная гордость, и она проявляется в столь популярных ныне "агрессивно-мужественных" фильмах", - говорит профессор Грэффи.

В числе дюжины российских картин, вышедших в международный прокат, оказался боевик Бондарчука "Девятая рота", где показаны судьбы призывников, оказавшихся на войне в Афганистане 1980-х годов. В России фильм стал блокбастером, однако за границей, где его выпустили в 2005 году, зрители приняли его прохладно.

И напротив, признанные во всем мире российские фильмы "не для всех" на родине вызывают гораздо меньше интереса.

Так, новый фильм обладателя премии "Оскар" Никиты Михалкова "12" (по сюжету 12 присяжных решают судьбу юного чеченца, обвиненного в убийстве приемного отца) был в феврале нынешнего года выдвинут на соискание "Оскара", но в самой стране так и не стал хитом.

Средний возраст кинозрителей в России - от 12 до 22 лет. Эта публика слишком молода, чтобы ценить "сложные" фильмы, объясняет Майкл Шлихт, директор киностудии XX Century Fox по стратегии, уроженец Восточной Германии.

"В России "Оскар" не гарантирует успеха. Скорее наоборот. Там любят поверхностные вещи", - указывает он.

Также по теме:

Российский кинорежиссер вернулся к эпохе Второй мировой (The Washington Post)

Вечер в кино в России может обойтись дорого (Reuters)

1612 год и наше время (Les Echos)

Источник: Reuters


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru