Захват "Флотилии мира", обернувшийся убитыми и ранеными, обрушил на Израиль потоки критики и заставил задуматься международное сообщество. Администрация Обамы пришла к выводу, что блокада сектора Газа Израилем - несостоятельная тактика. Блокада Газы - лишь один из элементов большой региональной игры, разыгрывающейся между Израилем и арабскими режимами, с одной стороны, и Ираном, "Хамасом" и ливанской "Хизбаллой" - с другой, поясняют политологи.
Администрация Обамы считает, что блокада сектора Газа Израилем несостоятельна, и собирается потребовать новой тактики по обеспечению безопасности Израиля, сообщает The New York Times, ссылаясь на заявление высокопоставленных чиновников в среду, которые потребовали также пропускать в сектор Газа больше грузов. Как отметили в администрации, атака Израиля на флотилию, повлекшая за собой человеческие жертвы, и осуждение международным сообществом этого шага - новый шанс для того, чтобы ратовать за расширение диалога с ПА и смягчение курса в отношении сектора Газа.
Израиль будет настаивать, чтобы всякая концепция учитывала три фактора: безопасность Израиля, необходимость не допускать, чтобы "Хамас" извлекал из обстоятельств малейшую пользу, и факт того, что "Хамас" четыре года держит в плену израильского капрала Гилада Шалита. Не будь блокады, в секторе Газа существовал бы "иранский порт", - сказал премьер Нетаньяху в интервью израильскому телевидению. Однако у администрации США сложилось мнение, что даже Нетаньяху осознает необходимость нового подхода, пишет газета.
Тем временем мировые державы все сильнее разочаровываются в блокаде, которая, по их словам, спровоцировала в секторе Газа чрезмерные лишения и служит символом отношения Запада к палестинцам. Турция, ранее отозвавшая из Израиля своего посла, заявила, что полностью восстановит дипломатические отношения только после прекращения блокады сектора Газа. К снятию блокады призвал и новый британский премьер Кэмерон.
Администрация Барака Обамы сообщила в среду, что неоднократно призывала правительство Израиля отнестись "с осмотрительностью и сдержанностью" к каравану судов, направлявшемуся к сектору Газа, пишет The Washington Post. Администрация склоняется к мнению, что американская и израильская политика в отношении сектора Газа должна измениться, однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прямо отверг призывы снять блокаду палестинских территорий, сообщают авторы статьи. Нетаньяху назвал международную критику "лицемерием", а Газу - террористической структурой, финансируемой иранцами.
Главной целью захвата флотилии и последовавшей резни было не допустить, чтобы "Хамас" считался легитимным представителем палестинцев. "Египет и Израиль считают, что "Хамас" представляет угрозу их существованию, поэтому две страны, граничащие с сектором Газа, договорились о введении блокады этого клочка земли, - пишет обозреватель Libération Бернар Гетта. - Вот уже почти три года Газа держит осаду, цель которой ясна: жизнь там должна стала настолько невыносимой, чтобы население восстало против "Хамаса".
"Эта блокада вызывает явное одобрение в регионе и за пределами Египта, и, не напрягая слух, можно было услышать, как арабские столицы хотели, чтобы Израиль "покончил с этим" в ходе нападения на сектор Газа в декабре 2007 и январе 2008 - чтобы он задержал лидеров "Хамаса" и уничтожил их, политически или физически. Блокада Газы - лишь один из элементов большой региональной игры, разыгрывающейся между Израилем и арабскими режимами, с одной стороны, и Ираном, "Хамасом" и ливанской "Хизбаллой" - с другой", - убежден автор статьи Гетта.
Тем не менее, "эта осада достигает противоположных целей, так как наивно полагать, будто жители Газы могут пойти против исламистов", - они не готовы перейти на сторону врага. Захват флотилии стал таким образом "политической ловушкой, которая гораздо опаснее для Израиля, чем блокада - для "Хамаса". В этой ситуации любой исход означал бы победу исламистов. А то, что израильский спецназ открыл огонь и осуществил захват флотилии в международных водах, - незаконно и по праву заслуживает осуждения, признает Гетта. "От ошибки к ошибке, от бомбардировок Газы до этого кровавого захвата Израиль лишается международной поддержки. Не умея предложить необходимый справедливый и долгосрочный мир, Израиль закручивает самоубийственную спираль", - резюмирует автор.
Любопытно, с какой легкостью зарубежные страны осудили Израиль за инцидент с флотилией, замечает обозреватель The Wall Street Journal Дэниэл Хеннингер. По его мнению, причина в том, что "осуждать Израиль за подобные события удобно лидерам, которым вновь и вновь не удается ничего сделать с более важными и трудными проблемами: Ираном, Северной Кореей, государственным долгом".
Особенно примечательным автор статьи считает тот факт, что немедленного и перманентного снятия блокады без предварительных условий потребовала высокий представитель ЕС по международным делам Кэтрин Эштон. Прежде ЕС в рамках "ближневосточного квартета", заявлял, что контакты с "Хамасом" невозможны, пока это движение не выполнит три условия: признание права Израиля на существование, отказ от насильственных методов борьбы и одобрение соглашений, достигнутых на переговорах с палестинцами ранее. "Хамас" ни одного из этих условий не выполнил. После выходки Эштон он знает, что выполнять их не обязательно", - пишет обозреватель.
Чем мельче проблема, тем громче возмущаются мировые державы, но если проблема крупная или сложная - а особенно если она связана с ядерной программой - они только "молчат и хлопают глазами", возмущается автор.
Автор комментария в немецкой Die Welt сожалеет, что МИД и руководство израильской армии слишком долго спорили о целесообразности публикации отснятого на месте происшествия материала. На Израиль со всех сторон обрушилась жесткая критика, пишет Михаэль Боргстеде, хотя на видеозаписи видно, как израильские военные, высаживающиеся с вертолета на палубу, подвергаются жестокой атаке со стороны активистов, вооруженных металлическими прутьями, деревянными дубинками и ножами. Израильские солдаты при этом огня на поражение не открывают - боевое оружие висит за спиной.
Когда видео все же опубликовали, время было упущено. "Наряду с затягиванием обнародования записей, израильтяне допустили и другие ошибки в работе с общественным мнением", - полагает автор. В частности, для первого официального комментария перед прессой был выбран замминистра иностранных дел Дани Аялон - именно тот чиновник, который несколько месяцев назад в гневе вызвал к себе турецкого посла после показанного по турецкому телевидению сериала и публично унизил его.
Юридическая оценка произошедшего не может быть полностью однозначной, считает Боргстеде. Если экономическая блокада сектора Газа правомерна (что вызывает постоянные споры), то и действия Израиля в международных водах были оправданны с точки зрения международного права. Если же блокада противоречит нормам международного права, то израильскую атаку следует воспринимать как военную акцию против Турции и в таком случае у пассажиров судна было полное право обороняться.
Турецкая благотворительная организация, которая отправила в Газу караван судов, "связана с терроризмом", утверждает The Times. Несмотря на все уверения, Фонд за права человека, свободы и гуманитарную помощь (IHH) имеет историю причастности к исламистскому экстремизму по всему миру, в частности к попытке взрыва в аэропорту США.
На борту турецкого корабля Mavi Marmara, на который высадились израильские военные, находились 40 членов организации. В результате операции погибли девять человек, напоминает издание.
IHH, которая, как утверждает Израиль, связана с палестинской группировкой "Хамас", впервые привлекла к себе внимание в 1990-х годах. Французский судья-следователь Жан-Луи Брюжьер заявил, что в середине 1990-х лидер группы, Булент Йилдирим, совершал попытки "вербовки солдат-ветеранов в ожидании предстоящей священной войны. В частности, некоторые их них были направлены в военные зоны в мусульманских странах, чтобы приобрести боевой опыт". Брюжьер на процессе Ахмеда Ресама в США свидетельствовал, что IHH сыграла важную роль в неудачной попытке взрыва в аэропорту Лос-Анджелеса.
В докладе Датского института международных исследований группа описывается как прикрытие для финансирования террористических организаций и отправки боевиков в Афганистан, Боснию и Чечню. IHH, которая не входит в американский и европейский список террористических организаций, отвергает обвинения в причастности к терроризму.